Автобус для космонавта

12 квітня 2012
0

У первого космонавта Юрия Гагарина было много автомобилей – и служебных, и личных. Была роскошная «Волга» ГАЗ-21, подаренная правительством после его космического полета, спортивная «Матра», также доставшаяся в подарок, и даже персональный «Роллс-Ройс», выпущенный в Англии с номерами в его честь… Но все это было уже после первого полета. А к стартовой площадке в тот день – 12 апреля 1961 года Гагарина – доставил автобус. ЛАЗ-695Б «Львiв» бело-голубого цвета вез будущего космонавта в неизвестность: никто не знал, как сложится тот полет.

ЛАЗ-695Б «Львiв». Фотографии ОАО «ЛАЗ»

Работа над автобусом для первого космонавта началась за год до полета, в 1960-м. Ходовую часть ЛАЗа оставили нетронутой, зато кузов сделали коррозионностойким и улучшили его герметичность. Салон – полностью переоборудованый. В передней части стояли два больших кресла и столик между ними – для Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова. Здесь же были места для врачей и других специалистов. Cкафандры космонавтов подключались к бортовой сети, чтобы обеспечить нормальную вентиляцию.

С этим автобусом связана одна легенда, которую, впрочем, никто из официальных лиц никогда не подтверждал, но и не опровергал. Говорят, что непосредственно перед первым в истории космическим полетом будущему космонавту захотелось в туалет. Среди самого совершенного на тот момент оборудования, окружавшего Юрия Гагарина, не нашлось самого обыкновенного туалета, и космонавту пришлось справить нужду на правое переднее колесо автобуса. Правда это, или вымысел - никто не знает, но с тех пор это стало традицией для всех российских мужчин-космонавтов.

Главный пассажир автобуса. Фото с сайта classicbus.ru

Салон автобуса. Фото с сайта denisovets.narod.ru

Впоследствии этот же автобус исправно возил космонавтов по Байконуру вплоть 23 апреля 1967 года. Последним его пассажиром-космонавтом стал Владимир Комаров, который позднее погиб при приземлении космического аппарата. Космонавты – народ бесстрашный, но суеверный – после аварии с Комаровым автобус заменили на другую модель – ЛАЗ 695Е.

Этот автобус «потеряли» почти на 17 лет! Лишь в 1984 году машина была обнаружена в Москве, на задворках какого-то НИИ.

Оттуда ее доставили во Львов, где провели реставрацию и поместили в Институт автобусостроения в качестве музейного экспоната.

В 1989 году автобус был передан в музей им. Гагарина, который находится в одноименном городе – Гагарин (бывший Гжатск), на родину первого космонавта. Первую половину пути машина преодолела самостоятельно, но потом все-таки сломалась, и в город въехала на тросе.

В 2011 году Министерство культуры выделило полтора миллиона рублей на реставрацию этого уникального экспоната. Фото с сайта classicbus.ru

Сейчас автобус находится в отличной форме. Есть вероятность, что в будущем ЛАЗ-695Б станет развозить туристов по «гагаринским» местам. Фото с сайта vkononov.ru

До сих пор на стартовую площадку российских космонавтов отвозят автобусы «Львов» – с 2008 года этот пост заняла модель 4207, которая мало отличается от серийных образцов. Самым же «продвинутым» космодромным «ЛАЗом» был автобус с индексом 699П – он создавался с расчетом на экипажи космических станций.

Футуристический «ЛАЗ 699П». Фото с сайта denisovets.narod.ru

Космонавты находились на орбите несколько месяцев, и на успех миссии могла повлиять даже легкая простуда, полученная перед стартом. Поэтому автобус для экипажей сделали полностью герметичным, разделенным на три салона – для водителя, космонавтов и сопровождающих, а на входе поставили специальную камеру, очищающую скафандры от пыли.

Astrovan

Сложно сказать, на каком транспортном средстве первые американские космонавты приезжали к своим кораблям – точно известно лишь то, что с 1984 года для этих целей стали использовать модифицированный автодом Astrovan, производства компании Airstream. На его борту каждый экипаж преодолевает расстояние до стартовой платформы и обратно. И даже несмотря на это, ежегодно Astrovan накатывает не более 1600 километров.

ГАЗ – 69

Первый автомобиль, который Юрий Гагарин увидел после приземления в Саратовской области, был ГАЗ-69, обычный «козлик». На этой машине его отвезли в расположение военной части, которая находилась неподалеку. Такой же автомобиль был подарен Гагарину правительством СССР вместе с премией в 15 тысяч рублей сразу после знаменитого полета. Однако водительских прав у Гагарина на тот момент еще не было, поэтому возил его сержант из авиационной части.

ГАЗ-69. Фото с сайта meta.ua

Существует легенда и о другом связанном с первым космонавтом «газике». Когда в 1962 году Гагарин приезжал в Чернигов, программа визита подразумевала проезд на открытом автомобиле вокруг стадиона с горожанами. Однако выяснилось, что такого автомобиля в распоряжении местных властей нет, и начальник городского ГАИ Сергей Конюшковер получил правительственный приказ найти открытую машину «во что бы то ни стало». Говорят, машину гаишники… угнали, обнаружив нужный автомобиль неподалеку от стадиона, а после – вернули на место. Хозяйка «газика», согласно легенде, приехала как раз на встречу с космонавтом и пропажи не заметила.

ЗИЛ 111В

14 апреля 1961 года в аэропорту Внуково Юрия Гагарина лично встречал Никита Хрущев. Для того, чтобы все советские люди через сотни телекамер рассмотрели героя, вновь потребовался кабриолет – редчайший тип кузова для СССР тех времен. Поэтому Юрия Гагарина от аэропорта до Красной площади, где его встречали тысячи людей, вез шикарный ЗИЛ-111В голубого цвета.

Встреча Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года. Фото с сайта oldmos.ru

Производство ЗИЛ-111В началось в 1960 году, а всего было выпущено двенадцать кабриолетов, три из которых были сделаны в парадном исполнении. От остальных они отличались светлым тентом и имели дополнительное оборудование в семиместном салоне. Автомобиль был оснащен автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, независимой подвеской и бескамерными шинами. Боковые стекла вместе с хромированными направляющими могли полностью убираться внутрь дверей. Мощный по тем временам двигатель (200 лошадиных сил) разгонял тяжелый – 2775 килограммов – автомобиль до 100 километров в час за 23 секунды, потребляя в среднем 29 литров бензина на «сотню».

Этот экземпляр можно сейчас увидеть в Музее техники Вадима Задорожного в Красногорском районе Московской области. Возможно, это тот самый ЗИЛ-111В, что встречал первого в мире космонавта. Фото с сайта ostashkov.ru

ГАЗ-21 «78-78 МОД»

18 апреля 1961 года Совет Министров СССР издал секретное распоряжение: подарить Юрию Гагарину автомобиль «Волга». В то время это был самый модный и престижный советский автомобиль, доступный простым смертным.

Гагаринская черная «Волга» с номерами «78-78 МОД» немного отличалась от серийных машин: максимум хромированных деталей и «кастомная» небесно-голубая отделка салона.

Но у Юрия Гагарина на тот момент по-прежнему не было водительских прав, поэтому, чтобы сесть за руль нового автомобиля, Гагарин выучился в автошколе (причем, в общем потоке) и сам сдал на права. По словам экзаменатора Амелина, сделал это он блестяще, без запинки.

С этим автомобилем связана еще одна легенда, согласно которой Гагарин стал виновником аварии – врезался на «Волге» в «Победу» обычного пенсионера. Инспектор ГАИ, оформлявший ДТП, узнал Гагарина и отпустил космонавта по срочным делам. Потом, как говорят, Гагарин вернулся на место аварии и увидел, что гаишник выписывает пенсионеру протокол. Первый космонавт не согласился, признал свою вину и даже оплатил потерпевшему ремонт машины.

Известно, что у Юрия Гарина была еще одна «Волга» – ГАЗ-24 с именными номерами «ЮАГ 1204» – «Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля». Эта машина, по всей видимости, тоже была подарена космонавту правительством. О её судьбе ничего не известно.

Именной «Роллс-Ройс»

Фото пользователя e-board с сайта livejournal.com

Юрию Гагарину затем пришлось еще не раз облететь земной шар, но уже не на космическом корабле. Десятки стран ждали его в гости. 11 июля 1961 года Гагарин прибыл в Англию. За несколько дней до его приезда в газете «Дейли мирор» был опубликован маршрут, по которому будет ехать первый космонавт планеты. Десятки, а может и сотни тысяч англичан выстроились в двадцатикилометровую цепочку от аэропорта до Лондона.

В аэропорту Юрия Гагарина встретил роскошный Rolls-Royce Silver Cloud II. Автомобиль с открытым кузовом, оснащенный шестилитровым двигателем V8 и разгонявшийся до 180 километров в час, имел интересный номерной знак – YG 1. Одни говорят, что этот номер выбрали специально в честь космонавта (по-английски его имя пишется как Yuri Gagarin), другие утверждают, что номер (но не машина) на самом деле принадлежал популярной певице и телезвезде Яне Гард (Yana Guard), и его «позаимствовали» на несколько дней.

Тот самый номер. Фото пользователя e-board с сайта livejournal.com

«Роллс-Ройс», предоставленный Гагарину на время визита в Англию, на самом деле был изготовлен по заказу некоего Дж. Френкеля из США, и после отъезда Юрия Алексеевича был отправлен клиенту.

В ходе английской поездки Юрий Гагарин побывал и в Манчестере, но там космонавт передвигался уже на Bentley S2 песочного цвета. На этой машине раньше ездила Елизавета II, а также президент США Джон Ф. Кеннеди во время официального визита в Лондон.

«Бентли», как и «Роллс-Ройс», был кабриолетом – англичане конечно же хотели видеть Гагарина вживую. Во время проезда Гагарина шел проливной дождь, но британцев это не испугало – на улицы вышли тысячи людей. А Юрий Алексеевич, в свою очередь, отказался поднять откидной верх машины.

Bentley S2. Фото с сайта bentleyclassic.com

Французский спорткар

В 1965 году Гагарин побывал на французской ракетно-космической фирме «Matra», которая кроме основной деятельности занималась еще и производством велосипедов и автомобилей. Гагарину очень понравилась маленькая спортивная машина Matra-Bonnet Djet VS. Двухместный автомобиль с пластиковым кузовом был очень легким – около 600 килограммов – и с мотором 1.1 от Renault 8 Gordini мог разгоняться до внушительных 190 километров в час.

Фото Итар-ТАСС

Когда Гагарин после «мирового турне» вернулся в Москву, его пригласили во французское посольство и снова… подарили машину. Это была та самая Matra-Bonnet Djet VS, и вновь небесно-голубого цвета. Несмотря на то, что первый космонавт очень любил эту машину, ездил он на ней всего два раза. Наверное, не хотел привлекать к себе лишнего внимания.

После гибели Гагарина и до начала 90-х его «Матра» находилась в Звездном городке, после чего ее купил некий литовский коллекционер автомобилей. Говорят, у нового владельца эту машину уже пытались несколько раз угнать, но безуспешно.

Фото с сайта meta.ua

Последний автобус

27 марта 1968 года Юрий Гагарин, вернувшийся в авиацию, должен был ехать на аэродром для тренировочного полета на истребителе МИГ-15. Он мог выбрать любую из своих машин – «Волгу», «Матру» или служебный автомобиль. Но он сел в автобус для космонавтов ЛАЗ-695Б, точно такой же, который вез его утром 12 апреля 1961 года к космическому кораблю «Восток». В автобусе он обнаружил, что забыл пропуск, и попросил развернуть машину, чтобы съездить за ним. Коллеги уговаривали космонавта не делать этого – плохая примета. Но Гагарин настоял на своем и вернулся за пропуском. А затем сел в автобус, который доставил его к истребителю МИГ-15. Последний раз в жизни.

Джерело: Мотор

Обговорення новини

Коментарів поки ніхто не залишив. Станьте першим!

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація