Будущее автопрома: впереди прорыв или остановка

07 липня 2014
6

На прошлой неделе Украина подписала соглашение об Ассоциации с ЕС. AUTO-Consulting уже рассказывал о том, что это даст авторынку. Для украинского автопрома – это тоже позитивный сигнал. Но смогут ли украинские предприятия воспользоваться этим шансом? С текущей ситуацией в автопроме разбирался корреспондент AUTO-Consulting.

Уже в мае объемы производства автомобилей начали снижаться на 20% в сравнении с апрелем. Кроме того, остановилось два автозавода, выпускающие автобусы. В июне ситуация еще усугубилась. Как сообщил AUTO-Consulting пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля, замерло производство на черкасском автозаводе. В какой сейчас ситуации находяится остальные автозаводы, мы выясняли непосредственно на местах.

Ситуация на автозаводах

В пресс-службе корпорации «УкрАвто» (управляет Запорожским автозаводом) AUTO-Consulting сообщили, что риск остановки ЗАЗа существует. Сохранить запланированные в начале года объемы производства вряд ли удастся. На данный момент на автомобильном рынке наблюдается спад продаж, а работать «на склад», создавая тем самым избыточное количество автомобилей смысла нет. Объемы производства будут напрямую зависеть от рыночной ситуации и от наличия спроса на автомобили.

Риск полной остановки признают и в корпорации «Эталон». В условиях, когда рынок сократился на 90% сохранить запланированные объемы на этот год уже не удастся. Пытаемся приспособиться к новым условиям работы, - сообщил директор ООО "Торговый дом "Эталон Авто" Вадим Шкарупин.

О сложном положении Часовоярского автозавода (выпукает автобусы «Рута») AUTO-Consulting сообщили сотрудники предприятия. Фактически завод находится в зоне АТО и о прежнем режиме работы уже не приходится говорить.

Вопреки распространненой некоторыми СМИ информации, продолжает работать кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), - сообщили нам в пресс-службе корпорации «АИС». Но наиболее оптимистично обстоят дела у ХК «АвтоКрАЗ». В интервью AUTO-Consulting, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам Юрий Облог сообщил, что пока все идет по плану производства, утвержденному на 2014 год. Сегодня трудно спрогнозировать развитие событий и с уверенностью говорить о том, что будет завтра. Но трудовой коллектив нацелен на выполнение бизнес-плана текущего года. КрАЗу удалось переориентировать сбыт грузовиков. Если раньше основным рынком сбыта для предприятия была Россия, то после ограничения поставок на этот рынок, предприятие кардинальным образом поменяло свою активность. Сейчас направленность экспорта изменилась в сторону стран Ближнего Востока и Африки (около 60% от общего объема реализации). И это дало результат.

КрАЗ с начала текущего года продолжает последовательно наращивать объемы производства и продаж. В июне на главном конвейере Кременчугского автозавода изготовлено 102 автомобиля, что на 7,4% больше, чем было произведено в мае.

В общем объеме произведенных в июне машин доля шасси составила 80%, седельных тягачей – 10%, бортовых - 5%, самосвалов – 4%, сортиментовозов – 1%. Следует отметить, что наблюдается незначительное оживление внутреннего рынка. Так, для украинского потребителя из общего количества изготовленных автомобилей предприятием было произведено 10,8%.

А есть ли поддержка со стороны государства?

В Правительстве уже увидели статистику спада промышленного производства за последние месяцы. А это не только не выпущенная продукция, а и не уплаченные налоги и возможное сокращение рабочих мест. После того, как в апреле Верховная Рада ликвидировала утилизационный сбор, который вводился по инициативе лобби автопрома, в Кабмине инициировали повышение в 2 раза акцизного сбора, который теперь платят уже все операторы автомобильного рынка. Но забрав льготы и повысив налоговую нагрузку на автозаводы, возможно им что-то предложили в замен? Например, госзаказ, который в условиях сокращения розничного рынка им бы очень пригодился.

Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе «УкрАвто» на данный момент никакой поддержки от государства у ЗАЗа нет. Госзаказа тоже нет. Аналогичный ответ мы получили и из корпораций «Эталон» и «Богдан». Единственно, в последней уточнили, что Луцкий автозавод сейчас ведет поставку троллейбусов по прошлогодним тендерам, которые он выиграл.

И опять в наиболее оптимистические ответы были получены AUTO-Consulting от «АвтоКрАЗа». Как сообщил нам Юрий Облог:

Разработка новых и модернизация серийных автомобилей КрАЗ, в том числе специального назначения, постоянная и планомерная работа конструкторов предприятия. Сегодня в тесном сотрудничестве с нашими западными партнерами мы изготавливаем бронированные автомобили в различных модификациях: автомобиль для транспортировки личного состава, скорую помощь, автомобиль для разминирования маршрута. С нашими украинским партнерами - предприятиями «Искра», «Аэротехника», «Прогресс», ХЗТО мы создаем различные военные комплексы и армейские изделия, где КрАЗ используется в качестве базы. КрАЗ имеет все возможности для обеспечения украинской армии современными, мощными грузовиками в любом количестве, в любой комплектации и с любыми компоновочными решениями. Мы ждем заказов, КрАЗ служит народу Украины! – резюмировал заместитель генерального директора по маркетингу и продажами «АвтоКрАЗа»

Каким выйдет автопром из этого кризиса?

Наши спикеры не скрывают, что пережить такое сложное время смогут далеко не все. Так, Юрий Облог считает, что украинский автопром «похудеет», останутся сильнейшие игроки. Что касается «КрАЗа», то за его 60-летнюю историю было много взлетов и падений, но какой безнадежной не казалась бы ситуация, Кременчугский автозавод находил силы и возможности выстоять и двигаться вперед. Так будет и сейчас.

В Корпорации «УкрАвто» полагают, что после подписания Ассоциации с ЕС автомобили отечественного производства окажутся в более сложных конкурентных условиях. К сожалению, снятие таможенных ограничений на перемещение товара, еще не означает, что наш товар, в том числе автомобили, получат преимущество на европейском рынке, кроме жесткого технического регламента, украинский производитель, во-первых, находится в неравных условиях на финансовом рынке. Для украинских производителей стоимость кредитных ресурсов в Украине в разы выше, чем в Европе. Во-вторых, в Украине и Европе совершенно неравные инвестиционные и производственные условия деятельности предприятий. Тем не менее, в «УкрАвто» верят в перспективы украинского авторынка. Если среди приоритетных отраслей промышленности даже Казахстан и Узбекистан определили автомобилестроение приоритетной отраслью развития экономики своих стран, почему Украина должна отказаться от собственного автомобилестроения? Тем более что в отличие от Казахстана и Узбекистана, в Украине есть на что опереться. Суммарные существующие мощности всех заводов Украины уже сегодня способны производить в год до 500 тыс. автотранспортных средств.

Либерализации налогового законодательства в сфере производства, дружественные инвестиционные законы, либеральная банковская система, создание льготных свободных экономических зон, особое внимание вопросам привлечения иностранных инвестиций в организацию производства и создания рабочих мест в самое ближайшее время могли бы способствовать приходу в Украину сотен новых инвесторов. Это позволит превратить страну в индустриальный парк по промышленному производству большинства видов как промышленных, так и потребительских товаров, в том числе автомобилей, автомобильных компонентов и запасных частей для рынков Европы, России, Турции и многих других соседних стран.

Может быть сегодняшнее состояния автомобильного рынка Украины не дает повода для оптимистического прогноза развития отечественного автопрома. Но вспомним 2008 год, когда у Украине было продано 620 тыс. новых автомобилей. Тогда автомобильный рынок Украины по объемам продаж был на 7 (седьмом!) месте в Европе.

Подписание соглашение об ассоциации в том числе предполагает развитие экономических связей Украины с Евросоюзом и, соответственно развитие и экономический подъем Украины.

Разделяют оптимизм о будущем украинского автопроизводства и в корпорации «Богдан», где делают ставку на сотрудничество с компанией JAC. «Мы изначально планировали поставлять автомобили на европейский рынок, когда подписывали соглашение с JAC, теперь появился шанс это воплотить на практике» - резюмировал пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля.

«Только от нас сегодня зависит каким будет путь Украины» – считают в корпорации «УкрАвто». «Либо это будет импорт готовых автомобилей, и вся добавленная стоимость и рабочие места останутся в Европе. Либо это будет импорт инвестиций и технологий в Украину для организации производства автомобилей в нашей стране с последующим экспортом их в Европу, и тогда вся добавленная стоимость останется в Украине, а это сотни тысяч новых рабочих мест и миллиардные поступления в бюджет.»

Обговорення новини

eleXir  

Никто не сказал о улучшении конкурентоспособности отечественных автомобилей. Пора начинать выпускать нормальные автомобили, у ведер середины 80-х слишком маленький сегмент рынка. Никакие пошлины не помогут.

+9ВІДПОВІСТИ  
серж .  

судя по украинскому автопрому первый вариант для укравто лучше ничего делать не надо только продавай и все.

+6ВІДПОВІСТИ  
_Nikolaevich_  

Выпустите авто по европейским стандартам и как минимум 8 моделей, и что бы цена была посильна украинцу с ниже средним доходом и тогда Укравтопрому никакая война не помешает.ЗАЗ в лице Васадзе китайцев обвиняет что не дают ему работать. У укравтопрома все вокруг виноваты кроме их самих.

+7ВІДПОВІСТИ  
dielectric  

Майбутнє укравтопрому залежить тільки від автопрому, а не від податків, зборів, китайських авто тощо. Кредитні ресурси - хто заважає брати в Європі, ринок збуту - хто заважає випускати конкурентно спроможну продукцію, яку купуватимуть на зовнішньому і внутрішньому ринках? Орієнтація на оборонну галузь - чим не шанс для КрАЗ з його універсальними платформами і виробничою базою? Якщо сидіти і ждати, що європейці (зулуси, ескімоси, пірати карибського моря) будуть ставати в чергу за машинами, що застаріли років 40 тому і примушувати українців до покупок зборами, податками, законами і т.д. то мабуть галузі буде повний каюк, а якщо провести модернізацію виробництва, виробляти по ліцензії популярні моделі, покращити до сучасного рівня свій асортимент - буде не тільки перспективи, а й реальне майбутнє. Нічого сидіти й чекати милості від Європи - взяти від неї все можливе - ось наша першочергова задача.

+2-1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація