В сентябре 2015 года в наш лексикон вошло новое слово – Дизельгейт (DieselGate). Появилось оно после того, как Агентство по охране окружающей среды США (EPA) обвинило концерн Volkswagen в систематической и продолжительной подтасовке итогов тестов на количество вредных выбросов. Объектом критики стали популярные дизельные моторы Volkswagen TDI, которые устанавливались на Golf, Jetta, Passat и не только начиная с 2008 года. При проведении расследования выяснилось, что более 11 миллионов дизельных автомобилей концерна по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в несколько раз занижало количество вредных газов, в частности, NOx (оксидов азота), выбрасываемых в воздух.
Volkswagen угрожают штрафы в размере более 18 миллиардов долларов. Руководители, включая председателя совета директоров и генерального директора концерна Volkswagen Мартина Винтеркорна, подают в отставку. Сам же концерн попадает в полосу судебных тяжб, отзывных компаний и поисков вариантов решения проблемы.
Вслед за США тестированием занялись европейские страны, Канада, Бразилия, Австралия, Китай и Южная Корея. Результат их измерений подтвердил выводы, сделанные в США.
Пожалуй, это крупнейший мировой скандал в истории автомобилестроения. Но это еще не конец. Следом за Volkswagen волна дизельгейта накрыла BMW, Mercedes, Opel, Peugeot, Citroen, Renault и єто еще не вечер...
К скандалу подключились политические партии и правительства различных стран. В 2016 году в Мехико, на саммите мэров крупнейших городов С40 посвященному вопросам изменения климата, мэры Парижа, Мадрида, Афин и Мехико подписали соглашение, по которому к 2025 году эти города полностью избавятся от дизельных автомобилей. Власти столицы Норвегии Осло запретили въезжать в центр города дизельным автомобилям с 6 часов утра до 22 часов вечера. Штраф— 1,5 тысячи норвежских крон. Антидизельные меры введены или планируются в ближайшее время в крупных городах Голландии и Дании. Мэрия Лондона с апреля 2017 года в Вестминстере, одном из самых загрязненных районов столицы, увеличила стоимость парковки для нерезидентов на дизельных машинах на 50%. Вскоре им запретят въезд в центр города. Даже в самой Германии, в ее автомобильных столицах Мюнхене и Штутгарте, выступают за запрет въезда дизельных автомобилей в центральную часть ….
Предыстроия
Давайте немного передохнем от накала страстей, и попробуем спокойно порассуждать... До середины 90-х годов прошлого века доля дизельных машин составляла меньше 14% от общего количества. В Германии доля "тракторов" в сегменте новых автомобилей не превышала 9%. Дизели, в основном, использовались на коммерческом транспорте, в такси и на автомобилях специального назначения. "Для себя" дизель покупали только большие экономы и те, кому не надо было торопиться.
В 1997 году был принят Киотский протокол, обязывающий страны стабилизировать выбросы парниковых газов. А так как в выхлопе дизельного двигателя содержится намного меньше оксида углерода (СО), чем у бензинового аналога, было объявлено, что будущее Европы — за дизельным топливом. Усилиями маркетологов и тех же политиков широко пропагандировались преимущества дизельных моторов. Владельцы дизелей пользовались налоговыми льготами и льготными парковками. Мэрии Парижа и Лондона особо стимулировали покупку дизелей. В свою очередь автопроизводители вкладывали большие средства и силы в развитие дизельных моторов доводя их динамические характеристики до уровня бензиновых, а по некоторым параметрам значительно превосходя их. Технический уровень вырос настолько, что дизельные моторы стали появляться на спортивных машинах и автомобилях бизнес-класса. Меньше чем за 10 лет, в Европе, на долю дизельных машин стало приходиться больше половины продаж со стойкой тенденцией все большего увеличения рынка.
Но грянул дизельгейт … Все стремительно перевернулось с ног на голову. Власти Парижа и их коллеги из Лондона, теперь готовы раздавать по 10 тысяч евро каждому, кто сменит дизельный автомобиль на электрокар или гибрид. Автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями планируют перестать продавать к 2040 году во Франции и Великобритании. Причем, на Туманном Альбионе запрет будет распространяться не только на авто с ДВС, но и на гибридные машины. Министр окружающей среды Швеции призвал Европейский Союз запретить бензиновые и дизельные автомобили с 2030 года.
США усложняют сертификацию автомобилей с дизельными моторами. В августе 2016 года правительство Южной Кореи запретило продажу 32 моделей Volkswagen, Audi и Bentley, причем в запале под запретом оказались и бензиновые модели.
В самой Германии спрос на машины с дизельными моторами упал на 6%. Немецкие автопроизводители (и не только VAG) установили премии за сданные в утилизацию старые дизельные авто в обмен на новые. Величина премий составляет от 2000 до 10000 евро.
Первые "ласточки" для Украины
Как пена от всего этого бурлящего действа, остались "на берегу" несколько десятков тысяч новеньких нереализованных автомобилей. Пошли слухи, что украинские импортеры ожидают наплыва как новых дизельных авто нереализованных на европейских и заокеанских рынках, так и подержанных машин от которых поспешили избавиться прагматичные владельцы. Собственно, слухи возникли не на пустом месте – весной этого года в Украину зашла первая партия дизельных SEAT Altea XL и SEAT Ibiza 2015 года из Франции. За несколько дней, по предзаказам, была распродана небольшая партия "турецких" Volkswagen Jetta, перепродавая которые украинцы умудрялись еще и заработать. В течении лета и осени поступят несколькими партиями "мексиканские" Volkswagen Golf Sportwagen 2015 модельного года произведенные для рынка США. Дальше больше - ожидается партия дизельных Audi A3 из Южной Кореи. Машины предлагаются по очень интересным ценам и раскупаются еще до их прибытия.
Так стоит ли ожидать, что Украина станет центром реализации "отказных" дизельных машин? Скорее всего, нет. Пик гнева экологов и максимальных скидок производителя уже прошел. В США Volkswagen получил у EPA разрешение на продажу дизельных автомобилей 2015 года выпуска, при условии обновления программного обеспечения. Все автопроизводители внесли изменения в программы управления двигателями и в конструкции автомобилей. С учетом изменившихся тенденций рынка сделаны коррективы в производственных планах, сместившие акценты от дизельных к электрическим модификациям.
Также, не будем забывать, что в вопросах поставок многое зависит от возможностей и оперативности импортера. Несмотря на дизельгейт, популярные модели продолжают пользоваться спросом в Старом Свете, и предложение по хорошей цене может перехватить более расторопный покупатель.
Сейчас, еще можно попытать счастье на европейском вторичном рынке, где появился неплохой выбор достаточно свежих дизельных автомобилей. Например, по данным ресурса mobile.de, VW Passat Highline 2.0TDI, 2015 год, с пробегом 35 000 км, можно найти в Германии, в дилерском центре, меньше, чем за 19500 евро. С учетом растаможки, такая машина в Украине обойдется в 26.690 евро (расчет согласно калькулятору растаможки на сайте InfoCar.ua). Неплохо! И это не самое дешевое предложение.
Читайте также: Почему б/у-шка в Европе дешевая?
Мне могут возразить представители "зеленых" – чему радуетесь, а как же наша экология? Не волнуйтесь. Автомобили, поступающие в Украину через официальных импортеров, имеют двигатели "после дизельгейта" и действительно соответствующие стандартам Евро-5. Так же, как и подержанные автомобили, реализуемые через дилерские центры, продаются уже с "чистой" прошивкой, полностью адаптированы и сертифицированы для Украины.
А для тех, кто не успел – не спешите расстраиваться, ведь история творения Рудольфа Дизеля еще не закончена – эра электромобиля наступит не раньше, чем через 10-15 лет. И, как вы могли прочитать выше, за 10 лет многое может измениться.