Какие автопроизводители хотели открыть заводы в Украине, но ушли в другие страны

Какие автопроизводители хотели открыть заводы в Украине, но ушли в другие страны

19 февраля 2018
8

Когда речь заходит об украинском автопроме, всегда возникает вопрос: почему к нам, как в соседние страны, не стремятся инвесторы? Ведь, как нам стало известно, в Украине может появиться производство электромобилей. И не хотелось бы снова наступать на те же «грабли».

Когда говорят об отсутствии инвесторов в отечественной автомобильной отрасли, может сложиться впечатление, что их никто не ищет. Или – что они никому у нас не нужны?

Самым крупным и известным иностранным инвестиционным проектом последних лет в автомобильной отрасли было совместное украинско-корейское предприятие «АвтоЗАЗ-Daewoo». И многие считают, что это все. На самом деле, заинтересованные в производстве автомобилей иностранные компании неоднократно приезжали и на ЗАЗ, и в Украину.

По информации Ассоциации «Укравтопром», в разные годы проходили переговоры с десятками иностранных автопроизводителей на предмет организации производства автомобилей в Украине. У нас думали открыть свои заводы Mercedes-Benz, Hyundai, KIA, Ford, Renault, Opel, Fiat, Chrysler, Citroen, Samand, ГАЗ, IVECO, MAN и большинство китайских автопроизводителей. Но все они ушли в другие страны, где есть инвестиционный климат, защита инвестиций, а также четкая и прогнозируемая позиция государства по автомобильной отрасли. Совсем свежий пример – это решение корпорации Geely заключить соглашение с государством Беларусь о строительстве автомобильного завода. А ведь этот завод мог быть построен у нас. Geely много лет собирала свои автомобили в Кременчуге.

В середине прошлого года в ряде СМИ появилась информация о предстоящем визите на Запорожский автозавод делегации французов. Им, якобы, должны были показать сам завод и вспомогательные производства. Притом, это был уже далеко не первый визит представителей иностранных фирм на ЗАЗ. До этого, осматривать завод приезжала делегация Daimler.

В последнее время в Корпорации «Укравто» активно искали партнеров для ЗАЗа, либо если повезет, то и покупателя на весь завод. Но ЗАЗ - это не единственный украинский завод, который был выставлен на продажу. Уже долгое время пытаются продать и черкасский завод "Богдан", с мощностями на 120 тыс. автомобилей. И тоже безуспешно. Его последняя активность была связана с совместным выпуском автомобилей JAC. Но спустя какое-то время, китайцы спешно засобирались и открыли свое производство в России.

Кроме уже упомянутого Daimler, с визитом на ЗАЗе побывали представители Hyundai-Kia, Renault-Nissan, PSA, а также регулярно ездят давние партнеры - General Motors. Неоднократно посещали ЗАЗ и китайские делегации. Кроме многолетнего партнера Chery, ЗАЗ осматривали менеджеры JAC, Dong Feng, и др.

Может мировым автогигантам нужен украинский рынок, чтобы только продавать на нем свои автомобили? Луч надежды дало ЗАЗу соглашение об Ассоциации с ЕС. Теоретически, завод мог бы выпускать автомобили для рынка ЕС. И эту возможность как раз и пытались презентовать мировым автоконцернам топ-менеджмент "УкрАвто".

Но, получилось, что игра идет «в одни ворота». Мировыми лидерами по использованию нетарифных методов регулирования автомобильного рынка являются ЕС и США. Эти государства обладают самой развитой автомобильной промышленностью, продают свои автомобили по всему миру, и прилагают максимум усилий, чтобы не допустить «чужих» производителей на свои рынки. Даже производители автомобилей Китая, при огромных финансовых возможностях и поддержке собственного правительства, не могут пробиться на рынок ЕС напрямую, а вынуждены строить новые либо покупать существующие заводы в ЕС. То есть фактически становиться европейскими производителями.

Зона свободной торговли с ЕС стала ловушкой для автомобильной промышленности Украины. После подписания этого соглашения Правительство Украины лишилось возможности защитить собственный рынок и национального производителя. Получается, что те, кто не захотел к нам приходить со своими инвестициями, прежде всего думали о том, как использовать наш рынок для выгодной продажи своего товара. Ведь в Украине по-прежнему, нет инвестиционных условий. И при существующем уровне защиты рынка нет никакого смысла открывать здесь производство автомобилей.

Из-за этого еще в 2014-м на ЗАЗе были полностью остановлены два инвестиционных проекта по запуску в производство новых моделей. Эти проекты потеряны не только для ЗАЗ, но и для украинских поставщиков, задействованных в локализации. И соответственно, не созданы рабочие места на предприятиях группы компаний ЗАЗ и предприятиях – поставщиках.

Несколько по-другому развивались отношения с партнером Корпорации «УкрАвто», в частности, китайской Chery. Chery было выгодным производство своих брендов на ЗАЗе – в государстве, которое сотрудничало со странами Таможенного союза (ТС стран Евразийского экономического союза). Благодаря этому Chery получала для своей сети на рынках СНГ автомобиль с нулевой пошлиной - как продукт, произведенный в Украине. В торговую сеть китайского бренда в странах СНГ из Украины было поставлено более 20 тыс. автомобилей. В период 2010 – 2011 годов эта компания разработала несколько концепций новых автомобилей, один из которых, концепт Riich G2, был предназначен для производства в Украине на совместном предприятии Chery-ЗАЗ. Значительная часть этой продукции предназначалась для стран СНГ, в первую очередь для РФ. Однако вскоре Россия вытеснила украинские автомобили со своего рынка, введя утилизационный сбор, а после начала российской агрессии поставки украинских автомобилей на российский рынок не ведутся.

Учитывая украинскую налоговую нагрузку и катастрофически уменьшившийся внутренний рынок Украины, партнерское производство стало невыгодным для Chery. Для эффективной работы ЗАЗ должен выпускать 150 тыс. автомобилей ежегодно. Эта цифра почти в 2 раза превышает объем украинского рынка новых автомобилей в 2017 году. За весь прошлый год во всей Украине было продано 82,3 тыс. новых единиц автотранспорта. В связи с этим производство автомобилей в Украине для партнеров стало невыгодным.

Важно понимать, что для прихода капитала, в том числе и иностранного, в украинскую промышленность, нужны не только мир и политическая стабильность в государстве. Необходимо наличие благоприятного инвестиционного климата, приемлемых условий налогообложения производства и доступ к дешевым кредитным ресурсам.

Действительно, к Украине и, в частности, к способному производить автомобили малого и среднего класса ЗАЗу, инвесторы проявляют интерес. Но в нынешней ситуации успеха тут не может добиться никто. Никто и не берется.

Часто, как пример привлечения инвесторов, приводят Словакию. Но следует учитывать, что это государство имеет законодательство, ориентированное на поощрение инвестиций в производство. Инвестиционные стимулы могут составлять до 70% стоимости земли, зданий, оборудования и других активов. В Словакии за вновь созданное рабочее место в промышленности сумма государственной помощи составляет 30 – 33 тыс. евро.

Кроме того, для привлечения инвесторов, там создали 37 промышленных парков, включающих необходимые технические и логистические элементы инфраструктуры. На эти территории распространяется система стимулирования производства в виде налоговых и таможенных преференций. Поэтому страна с пятимиллионным населением несколько лет подряд производит более 1 млн. автомобилей в год.

Сейчас страны Европы ведут охоту на инвестора, предлагая различные преференции, инвестиционные стимулы и дешевые кредиты наряду со всесторонней государственной поддержкой. Но Украина, при существующей экономической и налоговой политике, неблагоприятном инвестиционном климате, и неподъёмных условиях по кредитованию, практически не способна конкурировать с этими странами в привлечении капиталов.

Что касается производства электромобилей у нас в стране, инвесторов для этого пока тоже нет. Но государство собирается привлекать их интересными инвестиционными условиями. Как сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян, на утверждение в Верховной Раде подготовлен законопроект «О 15-летней стратегии развития электротранспорта в Украине». Он должен стимулировать производство электромобилей и аккумуляторных батарей у нас в стране. Законопроект, в частности, предусматривает, на 5 лет освободить от НДС импорт электромобилей. На 10 лет освободить от НДС производство запасных частей для электромобилей. На 15 лет освободить от НДС производство аккумуляторных батарей, производство электромобилей и моторов к ним.

Неужели у нас в стране наконец-то поняли, что инвесторов надо привлекать интересными финансовыми условиями? Правда, пока это только законопроект. И пока все налоги сняли только с импорта, а не с производства электрокаров. Так что и размещать производство электромобилей инвесторы тоже пока не торопятся.

Источник: AutoConsulting

Обсуждение новости

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся

Ябадабаду  

#вывсеврете #весьмирснами

ответить   +14-3
BigFoot  

Якщо. якийсь бовдур з грошима до нас приінвістує, то про це він пошкодує.
Й до того електротранпорт це зона нульвої компетенції в команді Гройсмана і це просто "ріже очі", хоч один папер регулюючий вийде - шанс зникне остаточно.
Є вимога від народу: "Якщо я заробив за кордоном на машину, дозвольте на перепочинок на цій машині заїхати хоч на 180+10 дні." і все, а будуть німці електро виробляти, то і в нас вони теж неодмінно з'являться.

ответить   +3-13
Шкипер  

Можно хоть на 115 лет освободить производителя чего- либо от НДС, все равно ничего никто производить тут не захочет. Потому, что есть в нашей стране налог, от которого никто не освобождается. Он называется откат! Нормальным людям не понять, почему принеся инвестиции и рабочие места, надо ещё откатить кактм-то чиновникам. А без этого земля не выделяется, разрешения не выдаются и т.д. и т.п. и др. и пр., этсэтэра... Для европейцев и даже для азиатов это неприемлемо. Так что шьём вышиванки и продаем пчёл в Канаду. Как-то так.

ответить   +26-2
Maximiliano7  

Шкипер, минус случайно нажал

ответить   +5
Aleksandr.ck  

Эта статья раскрывает то, что я хотел сказать по поводу закрытия и продажи ЗАЗа. Спасибо.

ответить   +5-3
avto-M  

Хочу помочь выйти из убытков "ЗАЗ" и дать дополнительную работу сопутствующим структурам.

Ниже "патывцимулё" - это грузинское слово в русской литерации =
многоуважаемый\глубокоуважаемый.

Текст ниже я уже послал на ЗАЗ, который сейчас загибается, но там
секретарша не пробиваемая...

.......................................................................

Прошу передать это письмо патывцимулё Васадзе Тариэл Шакровичу.
...
(Аналогичное письмо с реквизитами ушло безответно на ЗАЗ неделю тому.)
Предлагаем помощь для выхода из убытков "ЗАЗ" и организовать прибыльную
дополнительную работу сопутствующим структурам.

Программа на 1 год:

а)
1.Выпустим новых по внешнему виду несколько десятков легковых авто на
Ваших заводах.
2.Выпустим количественно по п.(1) несколько тысяч автомобилей
=(10000-30000 авто).
3.Продадим или получим гарантированные обязательства на покупку авто
по п.(2).
(*3.1.)Появится возможность вернуть кредиты банкам без
передачи Вашего контрольного пакета акций в другие руки.)
4.Подключим к работе Ваши автосервисы для создания на их базе нового
направления бизнеса, в результате для них будет допработа и
прежняя работа по их текущим планам.
5.Создадим в два раза больше новых рабочих мест,
чем по п.(2) будет выпущено авто.
(+ Вернется нужное кол-во рабочих на свои предприятия для
выпуска авто по п.(2)).

б)
7.По аналогии с разделом (а) выпустим в продажу под гарантированного
потребителя автобусную серию.

в)
8)Запустим серийный выпуск малого грузового транспорта для населения,
для почты типа "Новая почта" (можем быстро создать свою подобную
почту на мощной существующей структуре), сетей магазинов -все это было
плюс, т.е. дополнительно к тому, что Вы уже запланировали и делаете.

г)
9.Выпустим (за гривны в эквиваленте 2000-3000 долларов в продаже)
электромобили, и организуем станции 5-ти минутной их электрозаправки
(+ комплект обычной зарядки аккумуляторов будет в багажнике).

д)
10.Выпустим минитехнику для домашнего с/х.

е)
11)Выпустим детский ассортимент автопродукции.

ж)
12)Запатентуем много новой техники...

з)
13)Дополнительной продукцией по нашим оригинальным разработкам
может быть -
13.1. Малогабаритная твердотопливная система для авто и твердое
топливо для неё - серийных авто таких нет.
13.2. Новый тип (и принцип) бензино-газовой системы для авто.
13.3. Высокоэффективные авто на паровом двигателе.
13.4. Авто для суши и воды ( авто-глиссер).
13.5. Суда-авто на воздушной подушке.
13.6. Твердотопливные, жидкостные, газовые - котлы с КПД относительно
нижней теплотворности (как принято считать в Украине; в Мире считают
относительно верхней теплотворности- тогда и КПД не более 1)
105-125%.(На эту тему есть 6-ть патентов).
...

Если Вы сочтете наше предложение интересным, то, пожалуйста,
сообщите мне об этом по любому доступному каналу связи со мной.
При встрече мы сможем рассмотреть более детально любой из
обозначенных выше пунктов и быстро и недорого воплотим его (их) на
практике.

ответить   +6
sergey38099  

Да кому нужна нахер страна,в которой ничего не дают производить,а то что дают, так проще и дешевле на АлиЭкспересс купить......

ответить   +3
avto-M  

Это наша СТРАНА! Не путайте тех, кто "наверху", и НАШУ страну.

ответить   +1

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся