Украина теряет не только ЗАЗ, но и поставщиков автомобильных комплектующих

Украина теряет не только ЗАЗ, но и поставщиков автомобильных комплектующих

15 февраля 2018
36

За последние несколько лет стало понятно, что автомобильное производство в нашей стране – отрасль не приоритетная. Хотя, именно автомобильное производство обеспечивает рабочие места в смежных отраслях. По статистике, одно рабочее место на автозаводе создает еще 10 рабочих мест на производстве комплектующих.

Еще буквально пять лет назад, на производство автомобильных компонентов у нас в стране возлагали большие надежды. Планировали, что если не удалось привлечь в страну зарубежных автогигантов, получится хотя бы завлечь к нам крупных производителей запчастей и комплектующих. Создать мощные промышленные кластеры, которые смогут обеспечивать всем необходимым не только отечественную автомобильную отрасль, но и экспортировать продукцию за рубеж.

Ровно 10 лет назад карта поставщиков автомобильных компонентов, по данным «Укравтопрома», выглядела так.

И это – крупнейшие из них. Сегодня, многих из них уже нет. Причин несколько. Некоторые предприятия остались в зоне военных действий и в оккупированном Крыму. Многие перестали работать из-за сокращения производства автомобилей в Украине – ведь их продукция в больших объемах стала не нужна.

Одним из положительных примеров можно считать основание в 2005 году ЗАЗом СП с мировым производителем выхлопных систем Bosal Nederland BV (БОСАЛ). Только в 2007 году было произведено около 160 тыс. комплектов выхлопных систем. В 2017 году СП произвело свыше 250 тыс. комплектов выхлопных систем, из которых 92% поставлено на европейский рынок. В 2018 году у СП планы произвести и поставить на рынок Европы, в торговую сеть БОСАЛ около 390 тыс. комплектов выхлопных систем. И эти комплектующие будут установлены на модели Renault, Peugeot, Opel, VW, Audi, MB. Но, как часто бывает, это, скорее, исключение из правил.

Только среди поставщиков Запорожского автомобилестроительного завода, по данным профильной Ассоциации "Укравтопром", на территории Донецкой области осталось 25 предприятий. А в Луганской – 11 предприятий. Среди них изготовители резино-технических изделий, радиаторов, инструментов, пружин, изделий из цветных металлов, которые используются в производстве автомобилей.

Но намного больше производителей автомобильных компонентов ЗАЗ потерял не от военных действий на Востоке страны. А из-за катастрофического сокращения объемов производства автомобилей на предприятии. По данным Ассоциации «Укравтопром», в 2013 году производство автомобилей на ЗАЗе обеспечивало 714 поставщиков (566 украинских, 41 – из стран СНГ, 107 – из стран дальнего зарубежья). В прошлом 2017 году количество поставщиков ЗАЗа уменьшилось до 498 (383 украинских, 28 из стран СНГ и 87 – из дальнего зарубежье). А на каждом из 183 таких предприятий был свой коллектив. А это - семьи, дети, не говоря уже об отчислениях налогов в бюджет. И судя по тому, как на ЗАЗе сократился выпуск автомобилей, в зоне риска еще 383 малых и больших предприятий. У них теперь не будет заказов с ЗАЗа. И это – необратимый процесс. Такой же, как и в стране в целом.

Производство автотранспортных средств на ЗАЗе:

  • 2013 – 22032 шт.
  • 2014 – 13144 шт.
  • 2015 – 3949 шт.
  • 2016 – 526 шт.
  • 2017 – 1682 шт.

И если еще 10 лет назад Украина могла похвастаться квалифицированной рабочей силой и рассчитывать на технологичное производство, то сегодня картина иная. В основном, у нас остались те компании, которые пришли в Украину не за квалифицированной, а за дешевой рабочей силой. И даже, если ситуация начнет налаживаться, квалифицированный персонал невозможно будет набрать в одночасье. Во-первых, он разбежался, эмигрировал, поменял квалификацию. Во-вторых, новых людей еще нужно выучить. То есть – может сложиться ситуация, когда реализовывать даже самые интересные и нужные для страны проекты, будет попросту некому. Яркий пример тому – попытка японской компании Fujikura открыть простейшее производство жгутов электропроводки в г. Немиров Винницкой области. Набрать персонал под это производство оказалось архисложно, притом, что и особых требований к работникам в компании не выдвигали. Еще сложнее будет возродить машиностроительные проекты, где уже нужны работники высокой квалификации. Разрушать всегда легче, чем созидать. И на восстановление промышленного потенциала тех же поставщиков ЗАЗа, даже если появятся инвестиции и спрос, могут уйти годы.

Источник: AutoConsulting

Обсуждение новости

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся

Алекcаша  

Квалифицированная рабочая сила в Украине утеряна напрочь! Остались лишь неграмотные и неспособные!

ответить   +11-8
Bosc  

Так предупреждали же, что в Европе так и будет! Че удивляться?

ответить   +14-12
Felix Tut  

Bosc, не надо было каркать!!!

ответить   +1-6
Bosc  

Felix Tut, Не путай каркать от предупреждали!

ответить   +5-4
Показать еще 3
Горыныч  

Не могу понять одного, к чему этот бомбеж уже вторую неделю про бедный ЗАЗ, они сами нихрена не делали 27 лет в плане повышения качества, и те кто с ними работал поставлял им продукцию тоже, так как требования к ней были низкие, ребятки не парились и не грейдили свое производство, не искали рынки сбыта, все помнят просто "яйца в одну корзину", если они такие крутые производители зап.чайстей, ну так значит они должны быть востребованны на мировых рынках? Нет - ну значит они делают гавно которе только ЗАЗу и годиться, в чем проблема?
P.S. Мне вот интересно как вообще у людей в голове укладывается дешевые б/у из Европы и ланос и сенс от ЗАЗа, кто из вас защитников купит ланос за 10 тыс .у.е если за это бабло в Польше можно купить 3-5 летнее авто в 100500 раз лучше?

ответить   +13-10
Vadim Vfr  

Горыныч, сам был удивлен, но есть еще староверы которые думают что новая машина(ланос) лучше 3-5 летнего гольфа. Но к счасть таких людей с каждым годом все меньше

ответить   +5-7
Горыныч  

Vadim Vfr, Да меня другое больше угнетает, я вот работал над проектом, его закрыли, у заказчика проблемы он все остановил. Все, два варианта или руководство найдет новый проект или я ищу работу, благо руководство нашло, а если бы нет, про меня бы тоде статьи писали что стал безработным? ЭТО КАПИТАЛИЗМ. Не нравиться - северная корея.

ответить   +11-3
Показать еще 10
Pluto73  

У нас открываются новые заводы, делающие качественные комплектующие для конкурентоспособных автопроизводителей. Новости полистайте. А те подвальные цеха, которые 20 лет одну и ту же пластмасску на Ланос клепали и больше ничего не умеют - туда им и дорога.

ответить   +13-6
Aleksandr.ck  

Pluto73, это кто 20 лет на Ланос пластмасс копал? Конкретнее. Завод Электромаш или ВТН. Такое чувство, что отзывы одни перекупы европейского барахла пишут.

ответить   +8-4
Aleksandr.ck  

Pluto73, и на счет новых предприятий с качественными комплектующими. Моя родственица работает на предприятии которое производит с/х оборудование. Решили открыть линию с высоким качеством для Европы. Пол года не могли сварщика нормального найти. Или рукожопые или бухари. А за 15 тысяч нормальные работать не хотят. Им в Польше 25 платят. Если у нас 25 зарплаты дать, то производство выходит не конкурентно способное. И выходит, что на экспорт могут выйти компании или очень богатые, или с эксклюзивным товаром.

ответить   +6-4
Kickboxer  

Следуя логике некоторых коллег по дискуссии - ЗАЗовцам банкротство: это капитализм, украинцам дефолт: это естественный отбор и т.д. Вы в своём уме? Правительство должно поддерживать все свои заводы начиная от фабрики носков и заканчивая ракетным концерном. А то чужие из МВФ вливают миллиарды в страну, чтобы избежать дефолта, а свои только откаты воруют.

ответить   +5-4
Aleksandr.ck  

Kickboxer, я думаю вливание миллиардов в страну это вообще бред. Объявить дефолт и все. И все ЗАЗы и Приваты заберут за долги. Вместе с землей.

ответить   +2-1
Горыныч  

Kickboxer, Следуя вашей логике, если я завтра открою свой бизнес, наберу людей а через Х месяцев вылечу в трубу, то меня правительство в лице налогоплателщиков, должно будет меня поддержать финансово, потому как кто-то потеряет работу. Просто железобетонная логика.

ответить   +3-3
Показать еще 1
Kickboxer  

Плюсую. Адекватные министры вовремя направляют в правильное русло ключевые отрасли экономики. А министры-вредители взяли условно говоря у Боинга и Дженерал-моторса 10 млн зелени, и за пару лет закрыли тысячи заводов. Вот вам отрытое поле для заграничных товаров - жуйте, а сами на полях свеклу обрабатывайте, а всё остальное мы вам завезем и продадим.

ответить   +4-2
Иванов2  

Kickboxer, +++

ответить   +2-2
Ябадабаду  

Если так дальше пойдет, то большинство из нас окажется с мотыгой на полях.
И я не призываю делать мега-пошлины, я всего лишь хочу, чтобы при подписании всяких там Ассоциаций и вообще при определении внешнеполитического курса меньше думали о политике и идеологии, а больше об экономике. Потому как, если в документе написано про квоты, то не нужно думать, что это на всякий случай.
Тут где-то было про начало производства электромобилей в маленькой Беларуси, а для нас уже перелицованный опель-кадет из 70-х слишком технологичен.

ответить   +6-1
Kickboxer  

Точно. Грамотный министр в своё время сказал бы Васадзе - снимай дружок Сенс, а ставь на конвейер элекрокар, а мы поможем кредитом и госзаказом - усадим за новую модель всех госслужащих.

ответить   +6
alsav  

Ну так васадзе в тюрьму и пусть возвращает вливания которые государство делало в эту дыру. А завод с молотка тому кто может и хочет его отстраивать. Только не очередному васдзе. Ну это так, помечтать.

ответить   +1-1
Kickboxer  

Мировая практика такая - государство даёт кредит в сумме равной стоимости завода, плюс помощь в гос-заказе автомобилей для ментов, врачей, судей, глав сельсоветов, директоров школ, такси и т.д., если у собственника не вышло - завод забирают в счёт долгов в гос-собственность, а дальше либо работают как гос-предприятие, либо продают новому собственнику возвращая тем самым деньги в казну.

ответить   +3
avto-M  

Хотим помочь выйти из убытков "ЗАЗ" и дать дополнительную работу сопутствующим структурам.
Ниже "патывцимулё" - это грузинское слово в русской литерации = многоуважаемый \ глубокоуважаемый.
Текст ниже мы уже послали на ЗАЗ, который сейчас загибается, но видимо не в тот адрес, который читают...
.......................................................................
Просим передать это письмо патывцимулё Васадзе Тариэл Шакровичу.
...
(Аналогичное письмо с реквизитами ушло безответно на ЗАЗ 1,5 недели тому.)
Предлагаем помощь для выхода из убытков "ЗАЗ" и организовать прибыльную
дополнительную работу сопутствующим структурам.

Программа на 1 год:
а)
1.Выпустим новых по внешнему виду несколько десятков легковых авто на Ваших заводах.
2.Выпустим количественно по п.(1) несколько тысяч автомобилей =(10000-30000 авто).
3.Продадим или получим гарантированные обязательства на покупку авто
по п.(2).
(*3.1.Появится возможность вернуть кредиты банкам без передачи Вашего контрольного пакета акций в другие руки.)
4.Подключим к работе Ваши автосервисы для создания на их базе нового направления бизнеса, в результате для них будет допработа и прежняя работа по их текущим планам.
5.Создадим в два раза больше новых рабочих мест, чем по п.(2) будет выпущено авто.
(+ Вернется нужное кол-во рабочих на свои предприятия для выпуска авто по п.(2)).
б)
7.По аналогии с разделом (а) выпустим в продажу под гарантированного потребителя автобусную серию.
в)
8)Запустим серийный выпуск малого грузового транспорта для населения, для почты типа "Новая почта" (можем быстро создать свою подобную почту на мощной существующей структуре), сетей магазинов -все это было плюс, т.е. дополнительно к тому, что Вы уже запланировали и делаете.
г)
9.Выпустим (за гривны в эквиваленте 2000-3000 долларов в продаже) электромобили, и организуем станции 5-ти минутной их электрозаправки (+ комплект обычной зарядки аккумуляторов будет в багажнике).
д)
10.Выпустим минитехнику для домашнего с/х.
е)
11)Выпустим детский ассортимент автопродукции.
ж)
12)Запатентуем много новой техники...
з)
13)Дополнительной продукцией по нашим оригинальным разработкам может быть -
13.1. Малогабаритная твердотопливная система для авто и твердое топливо для неё - серийных авто таких нет.
13.2. Новый тип (и принцип) бензино-газовой системы для авто.
13.3. Высокоэффективные авто на паровом двигателе.
13.4. Авто для суши и воды ( авто-глиссер).
13.5. Суда-авто на воздушной подушке.
13.6. Твердотопливные, жидкостные, газовые - котлы с КПД относительно нижней теплотворности (как принято считать в Украине; в Мире считают относительно верхней теплотворности- тогда и КПД не более 1) 105-125%.(На эту тему есть 6-ть патентов).
...
Если Вы сочтете наше предложение интересным, то, пожалуйста, сообщите об этом по любому доступному каналу связи.
По электронным каналам связи или при встрече мы готовы рассмотреть более детально любой из обозначенных выше пунктов и с гарантированной прибылью быстро и недорого воплотим его (их) на практике.

ответить   +2
Kickboxer  

Васадзе переложил портфель из руки в зубы

ответить   +1

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся