Украинский авторынок провалился в 1969 год. Инфографика

16 грудня 2015
7

Информационно-аналитической группе AUTO-Consulting, которая специализируется на исследовании украинского авторынка, удалось собрать по крупицам статистику реализации новых автомобилей у нас в стране на протяжении всего XX века. И хотя во времена УССР авторынок в современном понимании отсутствовал, а автомобили, преимущественно, распределялись, тем не менее, за них платили деньги. А значит, на тот момент это можно считать рынком авто.

Статистика украинского авторынка

В AUTO-Consulting давно решили восстановить статистику автомобильного рынка Украины за всю историю. Но оказалось, что отыскать все сведения уже не так просто. Во-первых, системный учет в масштабах всей страны появился лишь к 30-м годам, а те отрывочные сведения, которые были за более ранние периоды, в катаклизмах революции и гражданской войны просто были утеряны. Да и не до регистрации авто тогда было. А во-вторых, первые авто в Украине появились раньше, чем номерные знаки. И в разных городах не сразу пришли к необходимости вести их учет.

Принято считать, что первый автомобиль на территории Украины появился в Одессе на заре XX века. Хотя на этот счет существуют разные мнения. Первенство до сих пор оспаривают и Киев, и Львов. Более менее, всеукраинский учет автомобилей AUTO-Consulting удалось отыскать лишь начиная с 1933 года. Пришлось написать сотни запросов и посетить не один архив, но в результате нам удалось восстановить системную картину автомобильного рынка Украины.

Хотя рынком, наверное, назвать процесс приобретения автомобилей в 30-е, 40-е и 50-е годы будет не совсем правильно. В тот период автомобиль любой желающий приобрести просто не мог, даже если были деньги. И лишь государство решало, кому выделить и какое авто. Многие авто частникам вообще не продавались, а поступали только в госучреждения и предприятия. Да и в случае необходимости, частные авто изымались для нужд государства.

Но даже в таких условиях ежегодно Украинская ССР (республика в составе СССР) увеличивала свой автопарк новыми автомобилями. В 30-е годы рынок новых легковых автомобилей по данным AUTO-Consulting в Украине составлял в среднем 3,5-5,4 тыс. штук в год.

В 40-е годы из-за войны объемы сократились уже до минимума, и лишь к 1949 году началось какое-то оживление - авторынок вырос до 8,5 тыс. Все последующие годы – это практически сплошной рост продаж новых автомобилей, динамика которого лишь усиливалась с вводом в эксплуатацию нового автозавода. Самый пиковый период времен УССР по данным AUTO-Consulting – это 80-е годы, когда на максимальную мощность работают все автозаводы Союза. Легковых иномарок, в СССР и Украину практически не поставлялось за редким исключением. А самым лучшим годом по продажам новых авто в УССР оказался 1984 год – тогда было реализовано населению Украины 216 тыс. новеньких авто.

История независимой Украины началась со спада продаж новых авто, который длился вплоть до 1997 года, когда по всей стране удалось продать лишь 30 тыс. авто. В то время из-за низких пошлин наши соотечественники предпочитали покупать только б-у автомобили.

Рост рынка новых автомобилей начался лишь с 1999 года, когда начал работать закон «О стимулировании автопроизводства в Украине» (так называемый закон «АвтоЗАЗ-Daewoo»). В 2004 году Украина смогла достичь пиковых показателей авторынка времен СССР (только через 20 лет), а уже в 2008 году был поставлен абсолютный рекорд – рынок новых легковых авто по данным AUTO-Consulting составил 623 тыс. штук. По этому показателю Украина стала 7-м авторынком в Европе и очень весомой страной в автомобильном мире.

Валютный кризис 2008, а затем и 2009 года не оставил от этого рекорда и следа – продажи упали до 162 тыс. авто, что даже ниже пика времен СССР. Восстановление 2011-2013 гг шло очень медленно, но страна смогла фактически вернуться на показатели лучших периодов 80-х годов. А потом случилась аннексия Крыма и война на Донбассе, и опять последовал спад продаж новых автомобилей.

По оценкам AUTO-Consulting, в 2015 году удастся продать лишь 46,5 тыс. новых автомобилей. Это примерно соответствует уровню 1994 года (тогда было продано 51,3 тыс. авто), но более точное совпадение в истории тоже есть. Это – 1969 год. Тогда в Украине также реализовали 44 тыс. новеньких авто. Таким образом, украинский авторынок по объему продаж откатился назад на целых 46 лет.


Чтобы воссоздать картину 1969 года много времени не потребовалось. Ассортимент автомобилей тогда можно было перечесть на пальцах. Еще нет и в помине «Жигулей» и АвтоВАЗа, только недавно заработал автозавод «Ижмаш», а Луцкий автозавод выпускает пока еще экспериментальную партию своих первых внедорожников ЛуАЗ-969. По конвейеру в Нижнем Новгороде (тогда это город Горький) еще идут ГАЗ-21 и универсал ГАЗ-22, а в Ульяновске – внедорожник ГАЗ-69. Запорожский автозавод параллельно производит две модели: «горбатый» ЗАЗ-965А и новинку ЗАЗ-966. И самым массовым на то время считается Москвич-408 и уже начинает появляться абсолютная новинка- Москвич-412. Вот, собственно, и весь ассортимент тогдашних автомагазинов.


Да, автосалонов как таковых тогда тоже не было. Были – автомагазины. В лучшем случае один на весь город, иногда два, но такую "роскошь" мог позволить себе только крупный областной центр. И просто так зайти и купить автомобиль, было невозможно. На них записывались в очередь на предприятиях и учреждениях, и только когда подходило время и при отсутствии нарушений дисциплины, человек получал заветный талон на новенькое авто. Речи о том, чтобы выбирать цвет или комплектацию даже не было. Надо было покупать то, что есть, а иначе машину отдадут другому счастливчику. Для человека, который мог ждать даже не один год, пропустить свое счастье было невозможно. Бывало так, что потенциальный покупатель записывался на покупку Москвича-403, а через несколько лет ему уже приходил талон на новый Москвич-408.

Но были авто, которые простым смертным не продавались вообще. Например, ГАЗ-69 шел только в армию или на предприятия, а единственным внедорожником для частников был ЛуАЗ-969. Не продавали населению и универсал ГАЗ-22 «Волга». Все такие машины шли или в службу «скорой помощи» или на экспорт. Исключение, правда, иногда делали. Например для артиста цирка Юрия Никулина. Но и ему – «звезде» всесоюзного масштаба, пришлось писать заявление, что такой автомобиль ему нужен для перевозки реквизита.

Вот таким был авторынок Украины в 1969 году. И именно столько же авто продали украинские автодилеры в 2015-м.

AUTO-Consulting уже не раз публиковал материалы, в которых мы пытались разобраться с будущим авторынка. Сейчас есть все предпосылки, чтобы рынок новых автомобилей начал расти и по консолидированному прогнозу в 2016 году он может достичь 55 тыс. авто. Но, это при условии законодательной стабильности. К примеру, законопроект №3251 «Про стимулювання розвитку ринку вживаних транспортних засобів» может перечеркнуть все перспективы роста. По оценкам автомобильных операторов, в случае его принятия, авторынок в 2016 году обвалится до отметки 20-25 тыс. новых авто. А это – уже 50-е годы. Так что все зависит от депутатов Верховной Рады. Но хотелось бы напомнить, что для восстановления рынка до уровня конца 80-х Украине понадобилось 20 лет. А сколько нам понадобится, чтобы выбраться из 50-х годов?

Обговорення новини

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
Shep  

побольше бы конечно таких статей, а не только копирайта, интересно читать, последний абзац конечно был лишним, автор явно только недавно купил себе новенькую машину и не скоро собирается ее менять, решая за других, что они хотят купить: новый авто за стотыщмильонов, или имея до 10килобаксов - новый древний ланос/китайца или достойного пятилетнего европейца...

+2ВІДПОВІСТИ  
Shep  

shep, под копирайтом имелась ввиду инфа типа с российских сайтов с ценами машин в рублях, тут хоть интересное шото стыбрили ))

+3ВІДПОВІСТИ  
Sergiy Dickhtjar  

Матеріал справді цікавий, хоча порівнювати ті часи з сьогоднішніми - натяжка суцільна. Я в 1969 міг мріяти хіба про велосипед, в нас електрику вперше в селі підключили в 1965-66 роках, батьки про таку розкіш, як автомобіль, тоді ще й не мріяли - не з тими доходами в селі. А купили "Запорожця" аж через 15 років... І той довелось брати, який давали - за четвертою поїздкою в обласний центр, ще й бракований, гади, підсунули.

+3-1ВІДПОВІСТИ  
Віtаліi  

Суть цієї статті - ні б/у іномаркам, а то Васадзе не вигідно

+2-1ВІДПОВІСТИ  
mix_l  

похоже закон №3251 уже очень сильно припек АвтоЗАЗу)) Даже в архив решили сходить

+3-1ВІДПОВІСТИ  
серж .  

да, история это конечно интересно, тогда были совсем другие причины по которым статистика продаж страдала, но ключевым словом падения продаж в современной украине стало кризис валютного рынка 08-09 и ни какие меры по стимулированию авто рынка не помогут пока доходы населения не возрастут пропорционально повышению валюты за которую и продаются эти сами автомобили. Не может рынок авто расти при зарплате 100-200 баксов, ну не может хоть убейте, хоть застимулируйте до смерти- НЕ МОЖЕТ !!!!

+8-3ВІДПОВІСТИ  
Psyx666  

Время тогда было интересное. У меня отец после армии 5 лет отработал на Крайнем Севере...вернулся домой с деньгами но возможности купить автомобиль не было. Только через несколько лет дали талон на новый Москвич...но вышла накладка с поставками...ему пришлось ехать в Москву на завод...выдали прямо с конвеера.

ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація