В "Белорусской нефтяной компании" вчера заявили о намерении уже в следующем году открыть в стране первые АЗС, а в перспективе, по данным "Ъ", нарастить их число до 100. Участники рынка опасаются, что белорусские поставщики могут в ключевые моменты объединяться с российской "Газпром нефть", и это позволит странам Таможенного союза диктовать цены на бензин.
Вчера генеральный директор "БНК-Украина" ("дочки" "Белорусской нефтяной компании") Николай Василевич заявил, что в 2013 году его компания намерена выйти на розничный рынок нефтепродуктов в Украине. "БНК-Украина" ведет переговоры с несколькими игроками и рассматривает возможность покупки АЗС, их аренды или совместных продаж.
Источник "Ъ" на рынке, знакомый с планами компании, утверждает, что в следующем году "БНК-Украина" планирует создать сеть из 10 АЗС, а всего намерена открыть 100 станций, инвестировав в них более $150 млн. Для сравнения: крупнейший владелец АЗС в стране, группа "Приват", располагает 900 АЗС, а у второго по величине игрока рынка — группы "Континиум" — их около 400.
Белоруссия сейчас активно наращивает поставки топлива в Украину. С 2009 по 2011 год ввоз нефтепродуктов из Белоруссии вырос на 64,8%, до 2,8 млн т (см. диаграмму). А только за I полугодие 2012 года импорт увеличился на 72,7% (800 тыс. т). Наиболее весомый вклад в увеличение динамики импорта нефтепродуктов из Беларуссии сделала компания "Трайпл", производящая биодизельное топливо, которое в последние три месяца занимает более половины поставок дизтоплива из Белоруссии — 150-170 тыс. т.
Увеличить импорт нефтепродуктов белорусским производителям позволила льготная налоговая политика стран Таможенного союза, где для экспортеров нефтепродуктов действуют в два раза меньшие экспортные пошлины, чем для экспортеров нефти. Ранее эту разницу компенсировала пошлина на импорт нефтепродуктов в Украину, но в 2004 году она была отменена, и с этого момента доля украинских НПЗ на рынке сокращалась, а сами заводы один за другим прекращали переработку.
Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич напоминает, что БНК не единственная компания из стран Таможенного союза, заявившая о намерении выйти на розничный рынок нефтепродуктов Украины. Ранее в российском "Газпроме" говорили о создании сети АЗС в Украине. Его дочерняя компания "Газпром нефть" заключила франчайзинговое соглашение с украинско-иорданским предприятием "Катрин", которое владеет сетью из пяти одноименных АЗС и нефтебазой в Васильковском районе (объем резервуарного парка — 4,3 тыс. кубометров). В "Газпром нефти" тогда сообщили, что намерены довести количество франчайзинговых АЗС в Украине до 100 (см. "Ъ" от 25 мая).
Участники рынка опасаются, что, построив свою сеть АЗС, БНС и "Газпром нефть" могут действовать совместно. "Если 100 заправочных станций недостаточно для того, чтобы влиять на рынок, то 200 хватит для того, чтобы оказывать влияние на цены",— заявили в пресс-службе "Галичины". "Российские и белорусские НПЗ уже сегодня согласовывают свою ценовую политику при оптовых поставках топлива в Украину. Наличие крупных розничных сетей, особенно если они будут сосредоточены в рамках одного региона, скажем Киева, позволит им диктовать цены,— уверен директор розничной компании по торговле нефтепродуктами "Донецкойлсервис" Виктор Мартиросян.— Тем более что это может быть подкреплено еще и ростом стоимости оптовых поставок".