Каждое повышение цен на топливо – это стресс для автомобилистов. В такой период им приходится быть особенно бдительными. Ведь на желании водителя сэкономить зачастую наживаются нечистые на руку трейдеры. По оценкам специалистов киевского НТЦ «Психея», сегодня почти половина продаваемых в Украине объемов бензина балансирует на грани качества или преступает ее. Подобное мнение разделяют и другие эксперты.
Главным детектором честности АЗС-операторов сегодня является именно цена. Например, на дорогах страны достаточно заправок, где стоимость бензина до сих пор остается на уровне двухмесячной давности, несмотря на прыжок мировых цен и увеличение налоговой нагрузки на топливную розницу. Такой бензин может быть хоть на гривню дешевле импортных аналогов. Но все мы- взрослые люди и прекрасно понимаем, куда кладут бесплатный сыр. Остается выяснить – за счёт чего появляется такая разница? Ответа, по мнению экспертов, два – либо доливают «некондицию», либо продают так называемый «смесевой» бензин – с добавлением спирта. Именно последнее топливо сейчас начало массово появляться на ряде заправок, причём основная масса появляется в сегменте отечественных бензинов. Специалисты связывают это с ростом производства на мини–НПЗ, в т. ч. полуподпольных, которые зачастую имеют весьма приблизительное понятие, что такое технология производства бензина, но прибыли умеют считать отлично.
Не стоит подсчитывать стоимость бутылки водки в магазине в пересчёте на литр бензина – в «смесь» добавляют не пищевой спирт, который с удовольствием «расходуют» наши организмы, а неочищенный, с большим количеством сивушных масел, обезвоженный и денатурированный бензином.
Если вы все же решитесь поэкономить, и будете «поить» свой автомобиль топливом с повышенным содержанием этилового спирта, ждите следующих сюрпризов: падение мощности двигателя и повышение на 15-20 % расхода топлива. Это происходит потому, что этиловый спирт при горении выделяет в два раза меньше тепла, из-за меньшего количества в его составе углерода. Кроме того, для сгорания этанола требуется намного меньше воздуха, что приведёт к тому, что топливная электроника начнёт самостоятельно «обогащать» смесь. Отсюда и повышенный расход топлива. Добавьте сюда ещё непредсказуемые последствия для двигателя, который не конструировался под «спиртовое» топливо – и экономия может получиться со слезами на глазах. Но самое неприятное кроется даже не в качестве бензина, а в том, что некоторые операторы АЗС не заморачиваются объяснениями автолюбителям, о том, что бензин у них «смесевой». На стелах красуются цены как для «обычного» топлива, разве что оно дешевле, чем у больших сетей. И это уже повод насторожиться.
Жаль только, что проблема качества меньше всего волнует государственные контрольные органы. Бодрых рапортов о покупке армады передвижных лабораторий что-то больше не слышно, поэтому за дело планируют взяться общественники. Столичный Институт потребительских экспертиз в распространённом пресс-релизе пообещал провести рейд по АЗС с целью выявления продавцов бензина, «балующихся» спиртом и другими разбавителями. По словам директора Института Юрия Чернобривца, проверены будут малые и средние сети АЗС, заманивающих водителей крайне привлекательными ценами, поскольку именно на них приходится львиная доля жалоб автолюбителей на «горячую» линию. Мы будем следить за развитием событий и обязательно проинформируем о результатах экспертизы.