Ужасная авария в Харькове вызвало новую волну обсуждений на тему «как нам сделать дороги безопасными». Опыт других стран тут мог бы очень пригодиться.
На трагедию в Харькове 18 октября отреагировали многие европейские СМИ, включая британские гиганты The Sun, Evening Standard и Mirror. Они написали о «дочери олигарха» харьковчанке Алене Зайцевой, которая, пытаясь «проскочить на желтый», на сумасшедшей скорости врезалась в другую машину и вылетела на тротуар, мгновенно убив пятерых и ранив шестерых человек.
Европейцы в шоке, что не удивительно: подобные случаи – прерогатива стран бывшего СССР, где стрит-рейсеры могут развлекаться безнаказанно и где водитель дорогого внедорожника дорожит двумя минутами своего времени гораздо больше, чем жизнями окружающих.
Избежать аварий невозможно, пока не изобретена антигравитация. Но можно существенно снизить их количество и уж точно вполне возможно сделать так, чтобы водители джипов не таранили людей на остановках и перекрестках. Разумеется, главную роль тут должна играть неотвратимость наказания (то есть отсутствие коррупции в полиции и судах). Там, где это само собой разумеется, работают над улучшением ПДД.
Мы собрали информацию о тех странах, где удалось существенно снизить смертность от аварийных ситуаций на дорогах.
Швейцария
Несмотря на горный пейзаж и относительно суровую (для Европы) зиму в горных районах, эта страна остается одной из самых безопасных в мире: 4,9 погибших на 100 тысяч населения в год (в Европе показатель лучше только у крошечных Сан-Марино и Мальты). Для сравнения: в Украине этот показатель составляет 21,5, то есть более чем в 4 раза выше.
В Швейцарии самые суровые ограничения скорости в Европе – в районах с жилой застройкой скорость не должна быть выше 50 км в час. В Швеции, например, 70, в Норвегии – 80.
Кроме того, здесь очень суровые законы относительно вождения в пьяном виде. Фактически пассажиры в машине пьяного водителя тоже считаются ответственными и могут лишиться собственной водительской лицензии.
Норвегия
Дороги Норвегии одни из самых безопасных в мире: 5 погибших на 100 000 населения в год.
Что сразу бросается в глаза – там водители обязаны держать фары включенными весь день независимо от погоды и освещения. Даже в солнечный день легче заметить машину с включенными передними фарами.
В целом правила довольно жесткие и все виды агрессивного вождения (например, рискованный обгон) считаются нарушением. Обгон вообще разрешен только на длинных прямых дорогах с хорошей видимостью на длинную дистанцию.
И все это не зря: за последние 10 лет количество погибших и тяжело раненных в результате аварий сократилось на 40%.
Швеция
В 1997 году Швеция приняла политику "Vision Zero”, основанную на посыле, что нельзя потерять ни одну жизнь. Вместо того, чтобы пытаться изменит человеческое поведение, шведы сосредоточились на улучшении системы дорог и автомобильных технологий.
Одной из самых успешных мер безопасности оказались дороги ‘2+1’. Это трехполосные дороги, где две полосы предназначены для движения в одну сторону, а третья – в другую, но назначение дорог меняется каждые несколько километров. На таких дорогах никто не превышает скорость и не обгоняет.
Кроме того, шведы (известные своей преданностью экологии и технологиям), сильно надеются на автомобили с автопилотом. В 2017 году министерство транспорта начало пилотную программу по внедрению машин с автопилотом, в сотрудничестве с Volvo.
После принятия программы «Vision Zero» количество смертей в ДТП снизилось с 7 до 5,2 на 100 тысяч человек.
Сингапур
Помимо строгих ограничений по скорости и других видов регуляции (а также неизбежных и строгих наказаний для нарушителей), Сингапур также уделяет больше внимание технологиям. В частности, существуют специальные предупредительные огни о приближении светофора, а также электронные табло вдоль дорог, которые вычисляют и показывают текущую скорость автомобиля.
Чтобы увеличить безопасность детей и стариков на пешеходных переходах, в Сингапуре ввели «серебряные зоны». Это участки перед переходами, где полоса сужается, стоят ограничения скорости, а посередине дороги оставлен участок, позволяющий старикам передохнуть по пути.
С 1998 до 2015 года количество аварий со смертельным исходом сократилось в Сингапуре с 975 до 149.
Япония
До 1991 года в стране росло количество аварий на дорогах, но благодаря введению новых законов этот тренд удалось переломить.
В Японии водители не могут выпить ни капли алкоголя, будучи за рулем, и водители, которые пойманы в нетрезвом виде (или под действием других веществ, влияющих на поведение), могут отправиться в тюрьму на срок до 15 лет.
Британия
Также одна из самых безопасных стран в мире в плане дорожного движения (5,4 смертей на 100 тысяч населения).
Одно из исследований безопасности на дорогах, проведенных в Британии, установило, что лишь 5 процентов попавших в аварию водителей ехали с превышением скорости. А проблема – прежде всего в невнимательности (30% аварий) и неосторожном вождении (16%). В связи с этим были приняты новые запреты: теперь за рулем запрещено не только говорить по мобильному (исключая hands free), но и есть или курить (курение за рулем считается отягчающим обстоятельством в случае аварии).
Италия
В этой стране уровень смертности на дорогах выше, чем в странах Северной Европы (9,6 смертей на 100 тысяч в год). Но в Италии много делается, чтобы снизить этот показатель.
В частности, водитель в возрасте от 18 лет, только что получивший права, в течение трех лет не имеет права превышать скорость 100 км/ч на автомагистралях и 90 км/ч на основных городских дорогах. За серьезную ошибку (включая проезд на красный свет) он тут же лишается лицензии. Норма алкоголя для молодых водителей – 0 промилле.