Экранизированную историю гоночной битвы компаний Форд и Феррари номинировали на Оскар в четырех категориях. В том числе и в категории «Лучший фильм». Пообщаться с исполнителями главных ролей фильма (в украинском прокате под названием «Аутсайдеры») Мэттом Деймоном и Кристианом Бейлом решили журналисты из британского издательства Top Gear. Мы же перевели это интервью для вас.
Топ Гир: Мэтт, одна из моих любимых сцен фильма – та, где ты показываешь Генри Форду ІІ, на что именно способен Ford GT. Сначала она смешная, но потом превращается в очень эмоциональную, серьезную.
Мэтт Деймон: Трейси Леттс (исполнитель роли Форда ІІ – infocar) – отличный актер. Это действительно смешной момент поначалу, но потом все меняется. Его герой лишается самообладания, но не потому, что он боится созданного автомобиля, а потому, что говорит «Если бы мой дед мог это увидеть....». Момент понимания, что семейная страсть, начавшаяся поколения назад, привела к вот этому моменту. Столько мощи в чем-то, что было создано под эгидой его семьи. Мы снимали эту сцену дважды, но Трейси выдал максимум уже во время первого раза. Сцена снималась, когда мы были внутри автомобиля. Но сам он находился в кузове специального грузовика (что-то подобное было и в съемках «Борна»), так что ты играешь, пока один из лучших гонщиков в мире мчит вас по треку [водитель такой установки может находиться сверху, сзади либо сбоку в импровизированной кабине]. Мы погнали по треку, двигаясь в заносе, потом сделали разворот и остановились. Джим [Мангольд, режиссёр] сказал, что если камеры не движутся, съемка этой сцены начнется в момент, когда автомобиль остановится. И Трейси отыграл уже с первой попытки.
Я тогда думал о том, как было не по себе человеку той эпохи (как Шелби), когда другой человек вот совсем рядом так явно не скрывает своих чувств. В этом – юмор сцены. Но сидя там, возле Трейси, наблюдая, как он отыгрывает этот эпизод, я пережил другие эмоции. На которые сначала не рассчитывал.
ТГ: Я поспрашивал людей, и оказалось, что среди актеров твои водительские навыки – явно одни из лучших…
МД: [недоверчиво] Как же я попал в этот список?..
ТГ: Но [каскадёр и тренер] Роберт Нейл говорит, что Кристиан – лучший из тех, кого ему приходилось учить…
Кристиан Бэйл: [триумфально смеясь] Дело в том, что он, кажется, больше никого и не тренировал.
ТГ: Играть вождение – мастерство специфическое. Мне на ум всегда приходит Роберт Де Ниро в фильме «Ронин». Да, конечно, он – один из лучших актеров всех времен, но… там за рулем он выглядит очень скованным. Совсем не как лучший водитель для ухода от погони.
МД: Я читал мемуары Чарльза Гродина [который играл с Де Ниро в прекрасном фильме «Успеть до полуночи» 1988 года], и там он все повторял, что Боб (сокращение имени «Роберт» – infocar) был ужасным водителем. Я с Бобом ездил в автомобилях, но ни разу он не был за рулем. Хотя было дело, что он давал мне указания, как проехать к его загородному дому из Нью-Йорка. [Очень похоже копирует манеру Де Ниро]: «Потом ты должен проехать еще немного, и слева от тебя должна продаваться кукуруза…». Эти указания были самыми нелепыми из всех мне когда-либо сказанных, но фишка в том, что они помогли!
«Ронин» был новаторским по меркам своего времени фильмом. Франкенхаймер (режиссёр фильма «Ронин» 1998 года, в котором есть впечатляющий эпизод погони – infocar) был гением.
ТГ: Гонка в Ле-Мане 1966 года в некотором роде является историей любви, бромансом.
КБ: Абсолютно. Этот фильм также об одержимости, дружбе и общей мечте.
А сам сценарий? Так же, как и во время просмотра фильма, очень много зависит от твоего настроения перед просмотром, от того, как прошел твой день, от подобных вещей. И когда читаешь сценарий, история та же. И знаешь, я не понимаю, как это действует. Но этот сценарий меня мгновенно заворожил, я не мог оторваться. Я уже работал с Джимом до этого (фильм «Поезд на Юму» 2007 года), я хотел поработать с Мэттом (это был бы наш первый общий проект). Поэтому решиться было легко, ведь проблем с графиком не было, и я был свободен… [смеется].
«Тебе не нужно знать ни черта о гонках, чтобы получить удовольствие от этого фильма»
ТГ: Майкл Манн (кинопродюсер – infocar) разрабатывал весь проект «Ford v Ferrari», точно так же, как и сценарий?
КБ: Мы оба читали сценарий на этом этапе (Манн начал работу над фильмом как минимум в 2015 году – infocar), он был фантастическим, очень целостным.
МД: У Уолтера Саллеса (кинопродюсер – infocar) такая идея была еще десять лет назад. И это он дал мне книжку Ей Джи Бейма «Гони как проклятый» (A.J Baime «Go Like Hell» – infocar). Но сценария тогда еще не было.
КБ: Они планировали сделать из книги сериал, и поэтому мы не могли назвать фильм «Гони как проклятый». У нас была возможность использовать в одной из сцен фильма знак «Гони как проклятый» (Шелби пишет эти слова на картонке и показывает их Майзлу, когда тот проезжает мимо пит-лейна – infocar). Но вот назвать фильм так мы не имели права.
МД: Это название мы проморгали. Пока к нему дошло дело, именно это название было продано Томасу Таллу с киностудии Legendary (Томас Талл – основать Legendary – infocar), они планировали долгосрочный сериал. Возможно, он еще появится, что было бы здорово.
КБ: Что, как мне кажется, удалось Джиму (режиссёру), так это сделать захватывающий фильм, нравятся тебе гонки или нет. Точно так же, как и в фильме «Сенна». Я помню, как следил за гонками Айртона Сенны. А поездка в Брэндс Хэтч (гоночная трасса в Англии – infocar) с отцом была для меня большим событием. Я также помню, как смотрел телевизор в тот день, когда Сенна погиб.
Мы с женой пошли на фильм; до того она не смотрела Формулу-1, тем не менее была очарована этой лентой. То же сделал и Джим Мангольм в нашем фильме. Тебе не нужно знать ни черта о гонках, чтобы получить удовольствие от этого фильма.
ТГ: Аспект отношений отца и сына также очень силен. Отношения между Кеном Майлзом и его сыном Питером.
МД: Это было прекрасно. Ноа Джуп [сыгравший Питера]... этот малый – феноменален!
КБ: Он действительно хорош, да.
Я смотрел фильм с Питером Майлзом и его дочерью. Мы втроем смотрели его, и… вы не получили бы более насыщенного показа, чем тот. Питер был очень отзывчивым, он рассказал мне много историй о своем отце.
МД: Остальные участники истории добились действительно многого. Был ведь Макларен (Брюс Макларен участвовал в Ле-Мане 1966 вместе с Майлзом, его наследием является компания McLaren – infocar), и мог бы быть Майлз, да? Кен Майлз был выдающимся инженером, Кэролл Шелби утверждал, что он был лучшим из всех, кого он знал.
КБ: Я надеюсь, что люди узнают больше о нем, посмотрев этот фильм. Смотри, Джейсон (обращение к интервьюеру – infocar), ведь ты – из профессиональных кругов, но даже ты сказал, что знал лишь немного об этой истории. А она – легендарна, невероятная в своем богатстве. Надеюсь, фильм сделает Майлза узнаваемым.
TГ: Что ты знал о Феррари перед началом съемок?
КБ: Сатурн пожирает своих собственных детей… Он получает свою минуту славы, Бог автомобильных гонок.
ТГ: Не в этом ли суть фильма?
КБ: Конечно…
МД: В этих событиях столько историй, что втиснуть всё в двухчасовую ленту становится настоящим испытанием. Мы обсуждали финал этого Ле-Мана, и только об этом можно было бы снять целый фильм. О политике, об огромных вложениях Форда… Черта с два Майлз выиграл бы Тройную корону (это неофициальный титул, в гонках на выносливость его получает победитель самых престижных соревнованиях на планете – 24 часа Ле-Мана, 24 часа Дайтоны, 12 часов Себринга – infocar), без шансов. Ведь вся история была о том, как бы продавать больше автомобилей. Это огромная кампания, и нельзя было допустить, чтобы ее затмило мастерство гонщика. Машины должны были финишировать на первом, втором и третьем местах.
Инженерный комплекс (для подготовки к Ле-Ману – infocar) был построен возле Агуа-Дульсе, на аэродроме в городе Санта-Кларита возле Лос-Анджелеса. Чарли Агапью [еще один британский экспат] работал с Кеном Майлзом. И вот я спросил у него:
– Чарли, вы победили в Себринге, вы победили в Дайтоне, у вас был лучший автомобиль.
– Так и есть.
– Когда вы собирались на Ле-Ман в том году, насколько вы были уверены, что победите?
– На сто процентов. Мы знали, что победим, если автомобили не сойдут из-за поломки.
Ни один не сломался, и они заняли первое, второе и третье места. Чарли все еще убежден в том, что Кен был на целый круг впереди, когда все три автомобиля пересекли финишную черту.
КБ: Эта история – иллюстрация эффекта Расёмона (эффект назван из-за фильма, где есть четыре свидетеля, и каждый пересказывает увиденное иначе – infocar). Каждый рассказывает другую историю. Действительно ли Брюс Макларен ускорился? Кен пошел на сделку ради друга, Кэрролла Шелби, хотя для Майлза как гонщика это был приговор. Он сделал это из-за того, что понял, скольким Шелби пожертвовал ради него, и что такого шанса без Шелби он не получил бы никогда.
Но как сказал Чарли (Агапью), это бы не было важно, потому что Кен был на целый круг впереди. Но почему-то официальные представители Ле-Мана ответили, что они этого не зафиксировали....
МД: Ты что, смотрел этот Ле Ман все 24 часа???
КБ: Они так же были уверены, что смогут вернуться в следующем году и выиграть опять, уже без всей этой херни. Так и случилось, но… уже без Кена.
ТГ: Это также история о мужчинах, пытающихся в нелегкий момент своей жизни переосмыслить себя… Майлзу было 48 лет в 1966-м, а Шелби должен был крепко задуматься о будущем после того, как доктор посоветовал ему бросить гонки из-за состояния его сердца.
МД: Для обоих это стало переломным моментом...
КБ: Мы ничего не знаем об этом. [пауза] Мы же пытаемся переосмыслить себя всю нашу чертову жизнь! [смеется]
МД: Мы заново изобретаем себя всю свою жизнь.. Это – последний шанс Майлза. А также шанс Шелби полностью переоценить свою жизнь, и он им воспользовался. Так родилась легенда. Определившая последующие сорок лет жизни этого человека.
ТГ: Имейте в виду, Полу Ньюману (культовый американский актер, также был гонщиком – infocar) было 54 года, когда он пришел к финишу вторым на 24-часовой гонке в Ле-Мане (1979). Его тренировал Боб Бондюран, который придерживался мнения, что Ньюман мог бы стать успешным профессиональным гонщиком. У вас еще есть время...
КБ: Я посещал его гоночную школу. Боб отлично справляется (на момент интервью Бондюрану, бывшему профессиональному гонщику, 86 лет – infocar). Водитель с невероятным опытом, пребывать с ним рядом – большая радость. Он рассказал мне много классных историй о Кене.
Как-то раз он запрыгивает ко мне в машину и говорит: «Давай-ка прокатимся, Кристиан!». И мы начинаем вертеться по трассе. Он раздает мне указания: «Положи вот так руки на руль, поверни здесь». А потом мы останавливаемся и меняемся местами. «...Ладно, давай», – я говорю.
Другие инструкторы смотрят на меня: «Что же он, будет рулить?». Так что я сажусь на место пассажира (которое ненавижу), и он стартует, и у него чертовски хорошо получается! Он знает весь трек наизнанку, потому что сам его спроектировал. Несколько раз мне пришлось предупредить его: «Боб, мы сходим с трассы, возьми-ка немного влево». Потом он бьет по тормозам, и мы сидим в тишине. Тогда я подумал: «Он сейчас погружен в этот момент, он наслаждается этим моментом». А потом он такой: «Где мы, блять, находимся?». Я отвечаю: «Боб, это седьмой поворот». «Седьмой поворот, понял...»