Власти ищут новые способы загрузить простаивающие украинские НПЗ. Оптимальным вариантом в Кабмине считают введение пошлин на импорт нефтепродуктов. В то же время в Верховной раде зарегистрирован законопроект депутатов от Партии регионов о полной отмене НДС на импорт нефти в Украину. Активность правительства сопровождается попытками лояльных власти предпринимателей получить в Украине активы по переработке нефти, отмечают эксперты.
Вчера в пресс-службе Кабинета министров сообщили, что премьер-министр Николай Азаров провел совещание, посвященное мерам по восстановлению работы украинских НПЗ. Официально его подробностей пресс-служба не предоставила, но информированный источник в Кабмине рассказал "Ъ", что на совещании рассматривалась возможность введения пошлин на импорт нефтепродуктов и их ставки, а также возможность введения квот на ввоз нефтепродуктов в страну и налоговых льгот для владельцев заводов при модернизации НПЗ. "Из всех этих направлений наиболее целесообразным было признано введение пошлин на импорт",— уточнил собеседник "Ъ".
Высокопоставленный источник "Ъ" в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства энергетики и угольной промышленности сообщил, что в ходе совещания было решено инициировать введение плавающей пошлины на импорт готовых нефтепродуктов, которая бы покрывала разницу между экспортной пошлиной на нефть, вывозимую из стран Таможенного союза, и пошлиной на экспорт нефтепродуктов. "Сейчас эта разница составляет $120/т. Такой могла бы быть пошлина на ввоз нефтепродуктов в Украину. Но ее необходимо будет пересматривать каждый месяц",— добавил собеседник "Ъ".
Еще одну инициативу, направленную на стабилизацию работы НПЗ, предложили народные депутаты Сергей Кивалов и Валерий Келестин (Партия регионов). На прошлой неделе они зарегистрировали законопроект N10662 "О внесении изменений в ст. 195 Налогового кодекса (в части закупки сырья для загрузки производственных мощностей НПЗ Украины)". Согласно документу, в 2012-2013 годах по нулевой ставке НДС предлагается облагать всю нефть, импортируемую в Украину. Ранее в правительстве рассматривали возможность установления квоты на ввоз нефти для переработки на украинских НПЗ без уплаты НДС в объеме порядка 10 млн т в год (см. "Ъ" от 20 июня).
Участники рынка соглашаются с тем, что введение пошлин является единственным способом, позволяющим запустить простаивающие НПЗ. "Связные ставки в рамках ВТО не покроют в полном объеме размер преференций, которые имеют НПЗ стран Таможенного союза. Пошлины должны полностью нивелировать данное финансовое преимущество,— говорит президент ООО "ТНК-ВР Коммерс" Владимир Жмак.— Однако с чего-то надо начинать. Если будет реализована комплексная программа по реабилитации украинских НПЗ, то со временем, надеюсь, удастся вывести заводы хотя бы на минимальную загрузку и обеспечить украинских потребителей качественным топливом. Не следует забывать, что ЛИНИК с 1 июля 2011 года перешел на выпуск стандарта Евро-4 и готов был бы покрыть нужды украинского рынка при равных экономических условиях". В пресс-службе ОАО "Лукойл" поясняют, что, если пошлины на импорт нефтепродуктов будут введены в стране одновременно с освобождением НПЗ от импортного НДС, это позволит всего в течение года "нарастить присутствие украинских НПЗ на рынке до 70-80%". Напомним, по данным Минэнерго, за пять месяцев доля продукции украинских НПЗ на рынке упала с 41% до 28%.
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич отмечает, что правительство резко озаботилось судьбой украинских НПЗ после того, как к покупке активов в нефтепереработке стал проявлять интерес предприниматель Дмитрий Фирташ. "Инициативы Кабмина, безусловно, нужные, но создается впечатление, что они принимаются под конкретного человека",— говорит господин Марунич. Ранее господин Фирташ объявил о намерении купить в Украине НПЗ, после чего провел переговоры с владельцем Херсонского НПЗ Игорем Еремеевым и с ТНК-ВР о покупке Лисичанского НПЗ. Вчера глава Луганской облгосадминистрации Владимир Пристюк заявил, что в покупке Лисичанского нефтеперерабатывающего завода заинтересованы два инвестора. По словам источника "Ъ" на рынке, приобретением НПЗ интересовался азербайджанский Socar и Дмитрий Фирташ.
Впрочем, даже если господин Фирташ и купит один из украинских НПЗ, не факт, что он сможет загрузить его самостоятельно, полагает директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. "Азербайджанскую нефть ввозить в Украину невыгодно в связи с ее высокой стоимостью. Российские же компании совсем необязательно продадут ему нефть, поскольку будут понимать, что в стране специально создали условия, чтобы купить их бизнес, сделав его неликвидным, а потом эти условия изменили. В результате Дмитрий Фирташ может остаться с тем же неработающим заводом",— говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма.