На днях чиновники предложили Кабмину провести пилотный проект по монетизации льготы на проезд в харьковском электротранспорте. Если инициативу поддержат, льготники лишатся права бесплатного проезда, но станут получать ежемесячную денежную компенсацию.
Впервые о том, что в Харьковской области может быть введена монетизация льгот, власти заговорили еще месяц назад. Тогда полигоном для эксперимента назвали Киевскую, Харьковскую, Черновицкую области и Крым. Однако выделить деньги для четырех регионов в столице, очевидно, не смогли. Первой сориентировалась Харьковская область: на днях местные чиновники предложили Кабмину провести эксперимент у нас. Начать решили с монетизации льгот на проезд в общественном транспорте (по примерным подсчетам, в нашей области — около 700 000 льготников, которые имеют привилегии в транспорте, то есть каждый третий-четвертый. — Авт.).
По словам директора КП «Харьковпасс» Максима Мусеева, сегодня около 40% пассажиров «Горэлектротранса» — представители льготных категорий, их перевозку должно компенсировать государство, но транспортники получают чуть больше 15% от суммы. «Монетизация льгот — европейская тенденция, — уверяет Мусеев. — Предприятия будут получать деньги напрямую из госбюджета».
Вице-губернатор по гуманитарным вопросам Игорь Шурма считает, что провести монетизацию по всей стране невозможно: нужны миллиарды гривен, поэтому Кабмин должен согласиться на эксперимент в Харьковской области. «Мы выступили с инициативой, теперь слово за Киевом, — объясняет чиновник. — Говорить о том, сколько будут получать льготники, пока рано. Если проект одобрят, государство должно установить какой-то минимум — мы полностью уйдем от удостоверений и организуем получение льготы в виде адресной выплаты». По словам Шурмы, льготники будут сами решать, на что потратить «транспортные» деньги. В отличие от соседней России, права бесплатного проезда лишатся все. «Если у человека есть право бесплатного проезда — это не значит, что он целыми сутками ездит в трамвае, — говорит Шурма. — Сколько поездок в день может совершить ветеран войны? Допустим, 4, значит, в день он тратит около 12 гривен. Пусть лучше он получает эту сумму «живыми» деньгами».
Пока в Кабмине не дали отмашку на проведение эксперимента и — самое главное — не утвердили смету на льготников, в Харькове начали требовать оплаты проезда в троллейбусах. «Вчера меня на третьем маршруте довели до истерики, — рассказала Татьяна Миронец. — По словам кондуктора, нам якобы выдали по 120 гривен, теперь мы должны платить. Я ничего не получила, умоляла, но заплатить пришлось».
Россияне получают около 125—500 грн.
В соседней России правительство провело монетизацию льгот в 2005 году. Реформа сопровождалась акциями протеста, но в конечном итоге была внедрена. Сейчас, в зависимости от категории, российские льготники получают от 500 до 2000 рублей (125—500 грн.). Однако право бесплатного проезда по-прежнему сохранили дети-сироты, дети многодетных семей, Герои России, СССР и Соцтруда.
По мнению заслуженного экономиста Украины Леонида Рубаненко, монетизация льгот в Харькове приживется, но не сразу. «Поначалу будут кричать те, кто не понимает, зачем проводят монетизацию, — говорит экономист. — В России монетизацию пережили, и сейчас жители довольны. Если в Харькове реформу проведут не хуже, чем в России — новая схема будет работать».
По словам Рубаненко, главное — просчитать сумму, которую люди будут получать на руки, и при этом учесть специфику города и области. «Кроме того, монетизация внесет ясность в вопрос компенсации за перевозку льготного контингента, — уверен Рубаненко. — Ведь точно посчитать количество льготников может только метрополитен».
А вам нужна замена льгот?
Андрей Барышев, инвалид 3 группы:
— Я работающий льготник — в нашей стране содержать семью на пенсию 700 гривен нереально. Очень редко пользуюсь льготами, поэтому добавка в 100 гривен была бы приятной. Но если у работающих заберут права, не расстроюсь: заработаю.
Людмила Кобзистая, пенсионер по выслуге:
— Монетизация льгот для меня, скорее, плюс. Я на пенсии уже больше 4 лет, никогда за это время не пользовалась своим пенсионным в транспорте — стыдно. А так деньги получала бы, пользовалась законным правом, как все.
Рита Каминская, пенсионер по возрасту:
— Я пользуюсь общественным транспортом максимум два раза в день, да и то не каждый день. Поэтому против монетизации ничего не имею. Главное, чтобы власти выделили на проезд адекватную сумму.
Борис Венгеров, пенсионер:
— Я против монетизации льгот — не верю, что это пойдет на благо харьковчанам. Я например, пользуюсь общественным транспортом постоянно. Думаю, что после этой реформы люди станут доплачивать за проезд из своего кармана.