Кабинет Министров Украины разработал и подал в Верховную Раду законопроект № 4683 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере автомобильного транспорта с целью приведения их в соответствие с актами Европейского Союза». Здесь немало интересного, но AUTO-Consulting пока более подробно изучил только разделы о техосмотре. О возврате техосмотра говорят давно. Чуть ли не с тех самых пор, как его отменили. Кабмин своим законопроектом (который остался незамеченным в череде майских праздников), делает попытку дополнить нашу законодательную базу 10-ю актами законодательства Европейского Союза. К слову, под требованиями Евросоюза подразумеваются нормативы прошлого века. Они были приняты в 1958 году и дополнены поправками в 1995-м и 1997 годах.
В частности, практически все категории транспортных средств (включая 2-колесные), должны будут проходить технический осмотр каждые 2 года. А новые автомобили – через 4 года после даты первой регистрации.
Транспортные средства, которые используются, как такси или машины скорой медицинской помощи, автобусы для перевозки школьников – через 1 год после первой регистрации. И в дальнейшем – каждый год.
Согласно законопроекту, техосмотры будут проводить пункты технического контроля. Их эксперты пройдут специальное (платное) обучение и сдадут экзамен. Хотя, AUTO-Consulting не понятно, чем эксперт-одиночка лучше официальной сервисной станции.
Дальше, по законопроекту Кабмина, заверенный экспертом документ о прохождении техосмотра будет передан в органы регистрации транспортного средства и в Моторно-транспортное бюро. И водитель получит наклейку на лобовое стекло.
Тут естественным образом возникает вопрос: Почему сразу наклейку не выдаст эксперт? Ощущается желание лишний раз погонять водителя, чтобы он захотел обойти официальный техосмотр и не тратить время.
Также в законопроекте говорится о том, что в Украине создадут Единый государственный реестр транспортных средств, в который внесут всю информацию об автомобилях и о состоянии технического осмотра. Интересно сколько лет этот реестр будет создаваться, и кто его будет создавать? На какие средства?
Ездить на автомобиле или другом транспорте, который не прошел техосмотр, запретят. За отсутствие техосмотра положен штраф в размере 340 грн, а за повторное нарушение в течение года будут лишать водительского удостоверения на срок от трех до шести месяцев, или наказывать админарестом на срок до 10 суток.
Грузовые коммерческие автомобили, которые используются за пределами Украины, должны будут пройти техосмотр сразу, как законопроект станет Законом. И дальше, как говорится, по значимости. С 1 ноября 2017 года, по законопроекту Кабмина, техосмотр начнут проходить пассажирские транспортные средства, школьные автобусы, и автобусы, работающие на пригородных и междугородных маршрутах. А с 1 ноября 2019 года, в течение 16 месяцев, техосмотр должен будет пройти весь автотранспорт, который получил госрегистрацию до 1 ноября 2019 года в нечетном календарном году. С 1 января 2020 в течение 16 месяцев - транспортные средства, зарегистрированные в четном календарном году.
Сколько сегодня автомобилей всего в Украине? По данным AUTO-Consulting больше 9 миллионов. Из них легковых – около 8 млн. Это значит, что с 1 ноября 2019 года (с учетом четных и нечетных годов выпуска) техосмотр каждый месяц надо будет проходить 250 тысячам (!) авто. Очереди? Это мягко сказано.
Теоретически, в обязательном техосмотре можно найти лазейки. Не подлежат обязательной проверке транспортные средства, которые используются исключительно для спортивных соревнований. А также – исторические транспортные средства, которые эксплуатируются более 30 лет. И имеют специальные номерные знаки.
Сегодня по возрасту в историческую команду входят старые советские «Волги», «Москвичи» и «Жигули», которых еще немало бегает по нашим дорогам. И они не просто соответствуют, а даже все чаще участвуют в различных ретро парадах и фестивалях. То есть – уже близки к получению статуса раритетов.
Техосмотр будет платным и его цену (пока не понятно какую) установит Кабмин.
Надо учитывать, что этот законопроект предложен не нардепом, преследующим бизнес цели, а новым Кабмином Владимира Гройсмана. А значит – у него больше шансов на рассмотрение и одобрение ВР.
И это – далеко не все нововведения, которые предлагает данный законопроект. Он достаточно объемный и AUTO-Consulting в ближайшее время расскажет и о других. Ведь их - немало.
О том, что техосмотр – не единственный сюрприз законопроекта №4683 написал на своей страничке в Facebook известный правозащитник адвокат Владимир Караваев. «Тотальная проверка техсостояния автотранспорта на дорогах, конфискация транспорта за нелегальный извоз пассажиров и грузов, дополнительный сбор денег с водителей за выдачу удостоверения водителя-профессионала, без которого нельзя перевозить пассажиров и грузы и т.д. и т.п!!! При этом все это маскируется под еврозаконодательство! На самом деле, чиновники из Кабмина хотят узаконить настоящий доильный аппарат для водителей!».