Ради увеличения объемов производства государство значительно снизило контроль за качеством нефтепродуктов. С тех пор все попытки восстановить надлежащее качество нефтепродуктов были безуспешными. Итоги проверок, проведенных органами Госпотребстандарта, остаются неутешительными, а двигатели автомобилей по-прежнему выходят из строя не из-за технических неполадок, а из-за некачественного бензина.
Среди причин, приведших к значительному снижению качества нефтепродуктов, чаще всего называют равнодушное отношение государства, а также несовершенство отечественного законодательства, которое, как представляется, является следствием этого равнодушия. Поэтому каждая попытка усовершенствовать нормы действующего законодательства Украины, регулирующие общественные отношения в этой сфере, вызывает немалый интерес у потенциального потребителя.
Не исключение и поданный в Верховную Раду Украины народным депутатом Украины Михаилом Полянчичем проект закона Украины «Об упорядочивании оборота нефтепродуктов» (регистрационный №7484 от 17 декабря 2010 года). Целью этого документа, как отмечается в объяснительной записке, является «...установление основ государственного регулирования, создание эффективной системы контроля за оборотом нефтепродуктов, обеспечение их высокого качества, а также усиление борьбы с незаконным производством и оборотом нефтепродуктов на территории Украины». Для ее достижения предлагается на законодательном уровне установить права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по производству, импорту, поставке, хранению и реализации подакцизных нефтепродуктов. По мнению автора законопроекта, реализация положений этого документа позволит увеличить поступления в государственный бюджет «в виде акцизного налога в 2011 году более 500 млн. грн., в 2012-м - более 1 млрд. грн.», информирует zn.ua
Среди прогнозов социально-экономических и других последствий принятия законопроекта называют повышение доверия потребителей к качеству продукции на АЗС, а также усиление защиты окружающей среды благодаря снижению уровня выбросов в атмосферу от некачественного горючего.
Для большей убедительности М.Полянчич отмечает, что подобные механизмы внедрены в более чем 72 странах мира. Среди них - Великобритания, Сенегал, Филиппины, Индия, Кения, Танзания, Кот-д'Ивуар и др. Вероятно, народный избранник считает, что приведенный перечень достаточно представительский, и попасть в него - почетно.
При изучении текста объяснительной записки к законопроекту складывается впечатление, что с его принятием Украину ожидают невиданные ранее поступления в государственный бюджет от субъектов хозяйствования, которые производят, импортируют, поставляют, хранят и реализуют подакцизные нефтепродукты, а также значительное повышение качества горючего. Но стоит ли надеяться, что мечты народного депутата и отечественных автолюбителей осуществятся? Или, возможно, снова что-то там не срастется, и выйдет не так, как мечтали? Попробуем в этом разобраться и найти в тексте законопроекта ответы на эти и другие вопросы.
Законопроектом предусмотрено обязательное маркирование подакцизных нефтепродуктов, которое будет заключаться в добавлении маркеров акцизного налога отдельного вида и уровня концентрации в подакцизные нефтепродукты. Маркером акцизного налога (дальше - маркер) является специальное химическое соединение уникального химического состава и концентрации, которое добавляется в подакцизные нефтепродукты, полностью в них растворяется и не выводится, а наличие и точная его концентрация в нефтепродукте определяются только с помощью специальных реагентов и приборов, что позволяет идентифицировать любой вид нефтепродукта для осуществления контроля уплаты акцизного налога. Продажа производителям таких маркеров будет осуществляться исключительно органами государственной налоговой службы. Образцы и концентрация маркеров в подакцизных нефтепродуктах будут утверждаться Кабинетом министров Украины.
Производители и импортеры нефтепродуктов как плательщики акцизного налога будут подлежать обязательной регистрации в органах государственной налоговой службы по местонахождению этих субъектов хозяйствования и будут вноситься в Единый государственный реестр производителей и импортеров нефтепродуктов.
Маркеры будут изготавливаться или импортироваться по заказу центрального органа государственной налоговой службы предприятием, которое будет определяться по результатам тендера (дальше - поставщик). При этом на центральный орган государственной налоговой службы будет возложена обязанность ежемесячно подавать поставщику сводную заявку-расчет на изготовление необходимого количества маркеров и оплачивать затраты, связанные с их производством. Такая заявка-расчет будет формироваться с учетом предложений, которые будут поступать ежемесячно от производителей и импортеров нефтепродуктов.
Возможно, указанные нормативно-правовые предписания требуют уточнения. Во-первых, непонятно, что именно будут закупать у поставщика: товар (маркеры) или услуги (импортирование маркеров)? Во-вторых, анализ текста законопроекта не дает ответа на вопрос: что автор понимает под оплатой затрат, связанных с производством маркеров? При этом предложенная им формулировка исключает импортирование маркеров в Украину, ведь предусматривается оплачивать только затраты, «связанные с их производством». Таким образом, имеет место противоречие между отдельными нормами законопроекта, что дополнительно свидетельствует о его несовершенстве.
Автор законопроекта утверждает, что принятие этого документа позволит обеспечить опосредованный контроль за качеством нефтепродуктов путем проведения быстрого и простого экспресс-теста. В статье 6 законопроекта записано, что наличие и точная концентрация маркера в нефтепродукте определяется исключительно с помощью специальных реагентов и приборов, что позволяет идентифицировать любой вид нефтепродукта для контроля уплаты акцизного налога. Таким образом, выясняется, что указанный выше тест позволит определить... только наличие маркера (красителя) в горючем и его количество. Однако не обеспечит даже опосредованного контроля за качеством горючего! То есть после введения в действие положений этого законопроекта бензин по своему качеству не будет отличаться от того, что предлагается потребителю сегодня.
Не добавляет оптимизма и то, что в законопроекте не нормирован вопрос о месте маркирования нефтепродуктов. По мнению автора, им должно быть «место хранения нефтепродуктов, используемое для маркирования подакцизных нефтепродуктов, сведения о местонахождении которого внесены в Государственный реестр мест маркировки нефтепродуктов».
Если нефтепродукты будут ввозиться в Украину уже маркированными, то можно надеяться на определенные гарантии их качества. Но в этом случае необходимо предусмотреть соответствующие механизмы, которые вменяли бы в обязанность иностранным производителям нефтепродуктов маркировать свою продукцию. В законопроекте такие механизмы отсутствуют.
Если нефтепродукты будут маркироваться на территории Украины, то на их качество можно не рассчитывать, пока не будут введены эффективные механизмы контроля. Как уже отмечалось, такие механизмы в законопроекте не предусмотрены.
С учетом вышеизложенного нетрудно понять, чего стоит ждать простому гражданину от реализации указанного законопроекта, и за чей счет будет обеспечиваться увеличение поступлений в государственный бюджет. Речь идет о вполне очевидном росте цен на нефтепродукты, а значит, и на другие товары, (прежде всего на продукты питания), при отсутствии каких-либо реальных гарантий повышения качества нефтепродуктов.