В последнее время в Харькове участились аварии с участием маршруток. К сожалению, в ДТП страдают не только машины, но и пассажиры. К примеру, во время последнего столкновения автобуса с автоцистерной на ул. Роганской 11 июля две пассажирки погибли на месте, еще 16 человек оказались на больничной койке.
Харьковчане во всех авариях винят водителей, дескать, они гоняют, как оголтелые, стараясь обогнать друг друга. «Сегодня» решила проверить, какие нарушения чаще всего совершают водители харьковских автобусов, крутя баранку. Вместе с владелицей автошколы Girlclass, инструктором по вождению Зулей Биджановой, мы проехались в общественном транспорте.
На площади Конституции, откуда десятки автобусов отправляются по городу, мы сели в первый попавшийся — №88, который курсирует между центром и Алексеевкой. Чтобы видеть воочию промахи водителя, расположились на кресле прямо за ним.
Пока пассажиры рассаживались, водитель устроил перекур за рулем, хотя перевозчики заверяли, что будут строго наказывать курильщиков. «В правилах, конечно, не запрещается курить в остановленном транспортном средстве, но с моральной точки зрения это неправильно, ведь в салоне есть дети, да и у взрослых людей мало ли какие заболевания», — говорит Зуля.
Тронувшись от конечной, водитель на первом же повороте нарушил ПДД. «Он включил сигнал поворота, а повернув, забыл его выключить, — подметила инструктор, — и едет с включенным поворотом до следующего перекрестка, что может запутать других участников движения. Кстати, это очень распространенная ошибка у водителей бусов», — рассказывает Биджанова.
Стоило водителю на очередной остановке набрать пассажиров, как щепетильная инструктор заметила новую ошибку. «Люди едва зашли в автобус, еще не успели взяться за поручни, а водитель тронулся. Бабушки болтаются по всему салону, зато он уже едет. И при этом на ходу считает деньги, скручивает свои билетики. Я понимаю, что коробка-автомат позволяет это делать, но он же везет не только себя, он везет еще кучу людей, за жизни которых несет ответственность. И так делает каждый второй водитель», — возмущается Зуля.
Насмотревшись на ошибки этого водилы, мы пересели в 119-й автобус, который следует в аэропорт. Здесь водитель ехал не по своему ряду, но двигаться по полосе для маршруток и заезжать в «карман» на остановках ему мешали припаркованные авто. Когда же мы подъезжали к пересечению пр-та Ленина и ул. Культуры, зеленый сигнал светофор уже сменил на желтый, но не обратив на него ни малейшего внимания, водитель проскочил перекресток. «У нас стало в порядке вещей ездить на желтый. Все прут, как будто у нас изменили правила дорожного движения», — возмущается инструктор.
Как только мы пересели в 78-ю маршрутку, Биджанова заметила, что водитель перестраивается из полосы на полосу, не включая сигнал поворота, в ведь это может стоить жизни пассажирам, поскольку водители, которые едут сзади, попросту не успеют сориентироваться и затормозить.
Сами водители уверяют, что ПДД нарушают не нарочно. «У нас на дороге обязательно нужно немножко нарушать, потому что в противном случае попадешь в аварию», — говорит водитель 88 маршрутки Владимир. Тем временем вчера девятерых водителей-нарушителей, как и обещали чиновники, отправили на переподготовку.
КАК ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ
После аварии залогом получения материальной компенсации для пострадавшего пассажира маршрутки может стать проездной билет, однако ни в одном харьковском автобусе тикеты не выдают. Оказывается, добиться возмещения затрат на лечение можно и без билета, но придется доказывать, что вы ехали в злополучном автобусе.
«Если в ДТП травмированы люди, на место происшествия приезжают правоохранители и составляют протокол. Параллельно приезжает скорая и госпитализирует пострадавших, а работник в больнице фиксирует, что пациент пострадал в ДТП и сообщает о полученных травмах правоохранителям. Судмедэксперт фиксирует повреждения, все эти документы и будут служить доказательством в суде», — говорит юрист Алексей Кулабухов.
Если же в шоковом состоянии пассажир ушел с места ЧП, а через время у него обнаружились повреждения, шансы на компенсацию все равно есть. «В этом случае следует обратиться в больницу и милицию, чтобы получить направление на судмедэкспертизу, которая определит тяжесть повреждений», — рассказывает Кулабухов.