Верховна Рада поддержала законопроект Кабмина, которым вносятся изменения в действующие ПДД. Если документ подпишет президент, то автомобилистов ждет немало сюрпризов.
О «минах», заложенных правительством в законопроект, рассказала «Сегодня» Оксана Продан - народний депутат, член Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
Начнем, конечно, с позитивных улучшений.
Во-первых, удалось убрать статью, которая позволяла задерживать нарушителей на срок до 24 часов. В новых правилах, как и сейчас, максимальный срок ограничивается 3-мя часами;
Во-вторых, юридические лица не будут нести ответственность за нарушения правил дорожного движения, допущенные их наемными сотрудниками. В первом варианте законопроекта юрлицам предлагалось оплачивать штрафы, после чего – обращаться в суд для взыскания потраченных средств у своих сотрудников.
В-третьих, также частично сняли груз ответственности с собственников транспортных средств. В частности, они не будут платить штрафы за нарушения, допущенные третьими лицами, если в течение 14 дней после получения «письма счастья» сами нарушители признают свою вину. Например, вы – собственник авто, но в тот день, когда видеокамера зафиксировала нарушение, за рулем сидел ваш сосед, друг либо кто-то еще. Получив уведомление о наложении штрафа, у вас есть возможность избежать ответственности за то, что вы не делали. Но для этого нужна добрая воля нарушителя, который напишет заявление в ГАИ;
В-четвертых, кроме того, появилась возможность получать уведомления о штрафах на мобильный телефон или электронную почту. Для этого достаточно обратиться в ГАИ с заявлением, после чего они обязаны бесплатно внести в базу данных ваши контакты.
А теперь о негативных моментах.
Во-первых, осталась презумпция вины. Если вы собственник автомобиля и видеокамеры зафиксировали, как этот автомобиль нарушил ПДД, неважно, кто был за рулем. Платить будете вы, пока не докажете в суде, что за рулем в тот день находился кто-то другой. Конечно же, для этого придется потратить время и силы, и необязательно ваши усилия увенчаются успехом. К сожалению, поправка, которая позволяла сделать это во внесудебном порядке, путем отправки уведомления с приложением к нему доказательств в виде договора аренды, лизинга, проката и т.д., не была поддержана;
Во-вторых, отдельного внимания заслуживает система начислений штрафных баллов. Напомню, согласно принятым изменениям, каждому автолюбителю ежегодно начисляется 150 баллов. За каждое нарушение снимаются баллы, после превышения лимита нужно платить. Осталось неясным, как эта система будет работать в отношении юридических лиц, владеющих автомобилями;
В-третьих, в случае обвинений в превышении скорости, проезда на красный свет и т.д., не нужна будет доказательная база в виде пояснений нарушителя, свидетельств очевидцев, показателей технических приборов. Достаточно, чтобы это зафиксировала видеокамера;
В-четвертых, не удалось лишить ГАИ права взыскания штрафов на месте, хотя эта норма противоречит недавнему решению Конституционного суда и стимулирует коррупцию.