Эксперты проверили качество «именных» сортов бензина А-95 на пути от Киева до Ялты, отобрав 15 образцов на равноудаленных друг от друга АЗС.
Исследование провел Институт потребительских экспертиз, который ранее уже тестировал дизель и 95-ый бензин по всей Украине.
В этот раз специалисты решили проверить очень популярный в период летних отпусков маршрут на Южный берег Крыма. Выбор поясняется тем, что все больше автолюбителей, владельцев современных автомобилей, отдают предпочтение именно премиальным сортам, желая получить от автомобиля все, на что он способен, а также продлить жизнь топливной системы и двигателя. Стоит такой бензин в среднем на 30 – 90 коп. дороже обычного.
Поскольку из столицы на ЮБК можно добраться как минимум двумя путями, маршрут разработали так, чтобы охватить оба – через одесскую трассу и через Черкассы и Кировоград. Всего было отобрано 15 образцов, приблизительно на равноудаленных друг от друга АЗС. «На континенте» в исследовании приняли участие КЛО (Ventus), WOG (Mustang), ОККО (Pulls), УКРТАТНАФТА (Премиум), Лукойл (Экто), Ранг (Премиум), Украина – Сервис (Премиум), Socar (Премиум), ТНК (Pulsar). На полуострове пробы взяли на АЗС ТЭС (Премиум), Atan (Премиум) и Современник (Премиум).
Образцы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам ДСТУ 4839:2007 (для бензинов улучшенного качества), поскольку заранее было понятно, что бензин будет импортного производства.
Напомним, что в Украине в данный момент параллельно действуют два стандарта качества бензина: «старый» ДСТУ 4063-2001, который все никак не отменят, и новый ДСТУ 4839:2007 (Бензини автомобільні підвищеної якості).
Соответствие бензина новому ДСТУ, во-первых, указывает на его улучшенные экономические и эксплуатационные характеристики, во-вторых, на соответствие европейскому стандарту Евро 4 или Евро 5. В частности в стандартах Евро зафиксированные требования, как к работе двигателя, так и качеству бензина, которые учитываются в новых европейских марках автомобилей. То есть, чтобы получить заявленные характеристики работы автомобиля нужно заправлять его соответствующим топливом.
Результаты удивили экспертов. Если в прошлом исследовании 40 % образцов не соответствовали нормам, то на этот раз все пробы оказались кондиционными. Более, анализ показал, что бензины соответствовали нормативам ДСТУ 4839:2007 для вида I, т.е. Евро 5. Только один образец, отобранный в Крыму, по сере показал соответствие виду II (Евро 4). Но обо всем по порядку.
Исследованию подверглись следующие параметры – октановое число, содержание серы, объемная доля ароматических углеводородов, бензола и органических кислородсодержащих соединений.
Октановое число
Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный двигатель. Согласно этому методу норматив установлен на уровне 85,0 единиц (что практически аналогично привычному числу 95 по исследовательскому методу, которое мы видим на заправках). Все участники успешно преодолели рубеж. У лидеров «запас» оказался серьезным и колебался от 85,6 у WOG до 85,5 у Atan и 85,3 у КЛО.
Содержание серы
Если серы в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. «Новый» ДСТУ предусматривает содержание серы не более чем 0,005% (50 мг/кг) для вида II, и не более чем 0,001% (10 мг/кг) для вида I. Все участники уложились нормативы Евро 5 (!), кроме АЗС ТЭС, результат которой уложился в Евро 4 (44 мг/кг). «Впереди планеты всей» WOG со своим Mustang, КЛО (Ventus) и ОККО (Pulls). В этих образцах серы вообще практически не было (менее 5 мг/кг).
Повышенная концентрация бензола наносит большой вред, как окружающей среде, так и автомобилю. Не испаряясь целиком бензол способен смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. Согласно ДСТУ 4839:2007, объемная доля бензола не должна превышать 1%. Уложились все, наименьшее содержание вновь у WOG – 0,6%.
Безусловно, главной неожиданностью рейда стало отсутствие аутсайдеров. Тест Института потребительских экспертиз доказал – заливаться «фирменным» А-95 безопасно можно на всей протяженности маршрута в Крым.