На прошлой неделе был обнародован проект так называемого Закона о техосмотре.
Полностью документ называется проект Закона Украины «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України у сфері безпеки експлуатації колісних транспортних засобів відповідно до вимог Угоди про асоціацію між Україною, з однієї сторони, та Європейським Союзом, Європейським співтовариством з атомної енергії і їхніми державами-членами, з іншої сторони». Его разработал Директорат по безопасности на транспорте Мининфраструктуры. На прошлой неделе проект обнародовали. Хотя, на самом деле, он “висит” на сайте Мининфраструктуры уже больше года. Все это время все желающие могли писать к нему дополнения и замечания. AUTO-Consulting выяснил, на какие важные моменты водителям стоит обратить внимание в последней (свежей) версии.
Вводится электронный протокол обязательного технического контроля (ОТК). Его также будут распечатывать на бумаге. Данные проверки транспортного средства (ТС) заносятся в единую государственную базу данных. Доступ к этой базе может быть платным.
Будет контроль на дорогах. Планируется, что придорожные проверки будут составлять не меньше 5% от общего числа зарегистрированных транспортных средств. Придорожная проверка включает в себя начальную и углубленную проверку. А также - проверку порядка размещения и крепления груза на транспортном средстве.
Начальная проверка состоит из:
- проверки у водителя последнего протокола придорожной проверки;
- проверки у водителя наличия документа о пригодности транспортного средства к эксплуатации (в случае международных перевозок);
- проверки в базе данных информации о прохождении автомобилем технического контроля;
- органолептический осмотр транспортного средства;
- проведение технической диагностики средствами технического контроля и измерительной техники;
- проверки устранения неполадок, зафиксированных прошлой придорожной проверкой.
По результатам начальной (первичной) проверки, должностное лицо может выдвинуть требование о прохождении углубленной проверки. Последняя осуществляется в ближайшем пункте проведения обязательного технического контроля. За счет владельца или водителя ТС.
Если во время углубленной проверки оказывается, что ТС имеет неисправности, которые влияют на безопасность дорожного движения, должностное лицо вносит об этом данные в общегосударственную информационную базу. А также - вносит требование об их устранении, и делает в базе запись о ликвидации и утрате действия электронного протокола ОТК.
Если пригодность ТС к эксплуатации подтверждена, такой автомобиль не подлежит придорожной проверке в течение 3-х месяцев. А расходы на проведение углубленной проверки компенсируются из бюджета.
При проверке проводится фото- и видеофиксация. Придорожную проверку могут проводить только должностные лица, имеющие соответствующую аттестацию, и данные о которых есть в перечне аттестованных должностных лиц на официальном сайте. Протокол о придорожной проверке регистрируется в общегосударственной базе данных о результатах обязательного технического контроля. А также - предоставляется водителю.
Запрещается ввод в эксплуатацию транспортных средств, изготовленных (собранных) с использованием компонентов, которые были в эксплуатации. Это полностью закроет бизнес переоборудования фургонов в микроавтобусы. Но не совсем понятно, как это понимать? Что нельзя будет поставить на машину, например, другой мотор с аналогичной модели, или запрещено будет смонтировать кран-манипулятор на бу шасси?
Предполагается также создание отдельного реестра в МВД с предприятиями, которые занимаются реализацией транспортных средств и их составляющих. То есть, фактически, все “разборки” подержанных машин должны будут зарегистрироваться.
Запрещается импорт автобусов и других транспортных средств для перевозки пассажиров, если они не приспособлены для инвалидов. Но только, если заказчиком является государственная организация.
Предусмотрена фиксация самого обязательного технического контроля с помощью фото- и видеотехники. Потом результаты ОТК должны будут сохраняться и передаваться в общегосударственную базу данных о результатах ОТК. Субъекты, которые проводят ОТК, должны быть зарегистрированы в Едином общегосударственном реестре МВД.
Легковой транспорт для перевозки до 8 пассажиров проходит ОТК через 4 года после первой регистрации. А затем - каждые 2 года. А если это такси - то через год после первой регистрации, и дальше - ежегодно.
Если пассажиров больше 9, - то ежегодно в течение первых 10 лет эксплуатации. А потом - каждые полгода.
Также, как и легковой, проходит ОТК и легкий (до 3,5 т) коммерческий транспорт - через 4 года после первой регистрации. А затем - каждые 2 года. Если грузоподъемность больше 3,5 т - через год и далее ежегодно.
2-колесные и 3-колесные транспортные средства - через 2 года после первой регистрации, и потом - каждые 2 года.
ОТК станет обязательным при перерегистрации транспортного средства на нового владельца и/или - после ДТП. А также - если неисправности выявлены во время придорожной проверки.
Не проходят ОТК транспортные средства с максимальной скоростью меньше 25 км/ч и/или объемом мотора меньше 125 см3 и/или мощностью меньше 4 кВт.
Эксперты, проводящие ОТК, должны будут пройти специальную подготовку и получить сертификат, действующий 5 лет. Эксперт не может одновременно работать в двух и больше пунктах технического контроля.
В проекте “Закона об ОТК” речь идет не только о техосмотре, как таковом. И не только для личного автотранспорта. Много нововведений предусмотрено и для владельцев и водителей коммерческого транспорта.
Это, например, “квалификационная карточка водителя”, которая подтверждает его право на управление данным транспортным средством для перевозки пассажиров и/или грузов. Для идентификации профессиональных водителей будет действовать информационная автоматизированная система “Подтверждения профессиональной компетентности водителей”. Предусматриваются также центры по подготовке профессиональных водителей и центры по подтверждению их профессиональной компетентности. Деятельность таких центров будут контролировать во время плановых и внеплановых рейдовых проверок.
На коммерческом транспорте, грузоподъемностью больше 3,5 т и/или перевозящем больше 9 пассажиров, который выполняет регулярные перевозки на маршрутах, протяженностью более 50 км, будут установлены тахографы, для фиксации времени работы и отдыха водителей. А также - ограничители скорости. Эти контрольные приборы будут работать в автоматическом или полуавтоматическом режиме. И иметь возможность регистрации, записи, отображения, хранения и печати информации о поездке. Исключения составляют транспортные средства, скорость которых конструктивно не превышает 90 км/ч и 100 км/ч (грузовой и пассажирский транспорт соответственно).
Предусмотрены и штрафы. За отсутствие тахографа на транспорте для международных перевозок - до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан.
При неправильном использовании тахографа - до 100 необлагаемых минимумов.
За отсутствие устройства ограничения скорости - до 200 необлагаемых минимумов.
В случае поломки или неправильного использования устройства по ограничению скорости - до 100 необлагаемых минимумов.
Использование тахографа или устройства контроля скорости, которые не прошли проверку - до 100 необлагаемых минимумов.
За неправильное размещение или крепление груза - до 100 необлагаемых минимумов. И временный запрет на движение.
За управление ТС, которое не прошло обязательный технический контроль, - до 100 необлагаемых минимумов.
Напомним, что техосмотр или обязательный технический контроль персональных транспортных средств хотят ввести с 1 января 2022 года. Но, как мы написали вначале, обсуждение данного Проекта продолжается уже больше года. Теперь в Мининфраструктуры текст законопроекта обнародовали, хотя, фактически за больше года обсуждений изменилось там немного. Это - признак того, что к данному законопроекту вновь хотят привлечь внимание. И ускорить его принятие в виде Закона. Тем не менее, как и раньше, свои замечания и пожелания еще можно высказать в течение месяца - до 5 мая.