В ближайшие три года на украинских дорогах установят 3726 камер фиксации нарушений ПДД. Каждая пятая будет ловить нарушителей в Киеве и Киевской области, и это вполне предсказуемо. Однако неожиданно густо правоохранители собираются «засеять» видеоконтролем Донецкую область. Об этом свидетельствуют планы МВД по установке комплексов фотофиксации.
На полную мощность выйдет не сразу
Камеры видеоконтроля собираются устанавливать поэтапно. Как стало известно Autonews.ua, в 2018 году в городах установят 500 комплексов автоматической фиксации (КАФ). В 2019 — 960 комплексов, а в 2020 году — 1150.
На трассах и железнодорожных переездах «старший брат» начнет работу в 2019 году. Тогда установят 50 камер фиксации. А в 2020 году к ним добавятся еще 290 комплексов. Как видим, в сумме получается 2950 КАФ, а не предполагаемые 3726. Это значит, что планы в МВД будут меняться.
Тем не менее, можно с уверенностью делать вывод: даже если видеофиксацию запустят 2018 году, то на полную мощность система будет выходить постепенно. У водителей будет время, чтобы психологически перестроиться под более аккуратную езду.
Но, если приборы будут давать сбои, дающие повод оспорить в судах измеренную скорость или зафиксированные нарушения, то у водителей будет время, чтобы разнести систему видеоконтроля в пух и прах еще даже до ее выхода на полную мощность, как это было 2005-2006 годах. Тогда «письма счастья» и измерительные приборы были обжалованы в Конституционном суде, и система в итоге не заработала. Так что разработчикам нужно просчитывать все с двойной тщательностью, чтобы благая идея не пала жертвой чьей-то непредусмотрительности.
Где камер будет больше всего, а где меньше
Интересно распределение камер в разрезе регионов Украины. Кроме Киева и Киевской области вполне предсказуемо много комплексов автоматической фиксации будет в крупных промышленных регионах вроде Запорожской и Харьковской областей 262 и 241 камеры. Неожиданного много их будет в Хмельницкой области — 231, при том, что по данным Госстата, на 1 января 2017 года эта область по численности населения была на 21 месте.
Также обращает на себя внимание Донецкая область, в которой планируют установить 217 комплексов видеоконтроля. Повышенное внимание к региону, значительная часть которого захвачена боевиками, как раз и объясняется желанием силовиков поддерживать порядок, в том числе и на дорогах.
А вот некоторые области (Винницкая, Волынская, Ивано-Франковская, Львовская, Сумская, Одесская) примечательны тем, что камер на трассах там будет едва ли не столько же, сколько в городах. Это может быть связано с движением транспорта через границу. В Закарпатской области соотношение, правда, меньше — 2:1, но и протяженность дорог там относительно невелика. В любом случае это повод сделать вывод: трасса за городом — уже не будем местом, где можно «давить в пол» и плевать на ПДД. Иначе накажут.
Уже есть угроза дискредитации
3726 комплексов автофиксации нарушений должны произвести «революцию безопасности» на украинских дорогах. Ведь это почти в 7 раз больше, чем количество камер в Польше, на опыт которой ориентируются наши силовики. А там, напомним, благодаря видеоконтролю аварийность удалось снизить на 30%.
К сожалению, уже есть признаки, что систему начали «подтачивать» изнутри. Как рассказал автоюрист Владимир Караваев, ему известны случаи, когда уже сейчас власти небольших городков у ловких на руку дельцов покупают камеры, без всякой гарантии, что они пройдут сертификацию.
«Приходят чиновникам гонцы и начинают:
«Вот же с сентября заработает автоматическая фиксация. Вы на этом можете заработать. А у нас есть оборудование, которое позволяет то-то и то-то».
Короче, поверхностно рассказывают законодательство, которое позволяет это делать. Естественно, у людей глаза загораются, они закупают это оборудование, устанавливают и еще и хвастаются, что они уже имеют оборудование, осталось только дождаться сентября. А потом мол, будет порядок и бюджет будет наполняться.
Но дело в том, что у нас до сих пор не утвержден стандарт этого оборудования, грубо говоря — технические требования. До тех пор, пока он не утвержден, говорить, что это оборудование соответствует этому требованию или нет — это преждевременно. А вдруг в последнее время туда внесут существенное изменение? Поэтому ни один нормальный человек не будет покупать оборудование, не понимая, какие его перспективы по сертификации. А если это оборудование не пройдет сертификацию, оно ничем не отличается от камер наблюдения в частном дворе — смотреть можно, а вот привлечь нельзя!», — сказал Владимир Караваев.