"Автомобиль не будет ехать там, где нет автомобильной дороги. Так же и велосипедист. Очевидно, что сейчас велосипедисты, которые двигаются по одной дороге с автомобилями, подвергают себя опасности, - рассказывает Ирина Бондаренко, координатор Ассоциации велосипедистов Киева. – Поэтому и количество велосипедистов в городе и не увеличивается. Они просто не ощущают себя в безопасности на одной дороге с автомобилем".
Ирина отмечает, что на сегодняшний день в столице нет таких улиц, по которым можно безопасно и комфортно проехать на велосипеде. При этом в идеале – каждая улица, и каждый переулок должен быть оборудован средствами для передвижения велосипедистов. "Это не означает, что даже самая маленькая улица должна быть оборудована велосипедной дорожкой. Там могут быть другие средства для проезда велосипедиста. Например, велополосы", - говорит она.
Координатор Ассоциации говорит, что особой опасности подвергают себя неопытные велосипедисты. Те, у кого опыт вождения велосипеда составляет 6-7 лет, чувствуют себя в транспортном потоке вполне уверенно. Однако менее опытные любители велосипедов каждый раз подвергают себя опасности, выезжая на одну дорогу с автомобилями.
Велосипеды уменьшат заторы
"То, как повлияют велосипедные дорожки на транспортную ситуацию в Киеве, зависит от того, где они будут расположены – больше в парковых зонах или непосредственно на дороге, рядом с движением автомобилей, - говорит Наталья Сторожек, начальник пресс-службы ГАИ. – Мы, конечно, всячески обращаем внимание водителей двухколесных транспортных средств (велосипедов, мопедов, мотоциклов) на то, что они гораздо менее защищены, чем другие участники дорожного движения".
Она также добавляет, что самое главное – это даже не наличие или отсутствие велодорожек, а то, будут ли участники дорожного движения – и велосипедисты, и водители автомобилей, – соблюдать правила дорожного движения и уважать другу друга, когда дорожки появятся.
Ирина Бондаренко, в свою очередь, считает, что строительство велосипедной инфраструктуры может улучшить ситуацию с заторами в столице и сравнивает киевскую инфраструктуру с европейской. "Нельзя сравнивать с Голландией потому, что у них пересели на велосипеды еще 50 лет назад. Но мы можем сравнивать с Германией или Австрией, где начали строить велосипедную инфраструктуру 15 лет назад. В их городах заторов практически нет, - рассказывает она. – Количество велосипедных дорожек и велосипедистов в городе и количество пробок – это взаимосвязанные вещи. Чем больше велосипедистов и велосипедных дорожек в городе, тем меньше заторов".
На велодорожки нет денег
В 2010 году в столице все-таки были построены несколько велосипедных дорожек. Например, на улице Здолбуновской, где длина дорожки сейчас составляет 4,7 километра и на проспекте Бажана – там обустроили дорожку длиной в 6 километров. На пересечении бульвара Дружбы Народов и Надднепрянского шоссе также сделали велодорожку. Правда ее длина составляет всего 400 метров.
В Главном управлении транспорта и связи Киевгорадминистрации говорят, что еще в прошлом году в Киеве должны были действовать 17 велосипедных маршрутов, общей длиной в 161 километр, которые должны охватывать 62 улицы столицы. Общая стоимость работ составляет почти 80 тысяч гривен. При этом коммунальное предприятие "Киевдорсервис", которое является заказчиком работ, провело процедуру государственных закупок для обустройства велодорожек только для 5 маршрутов, длиной 38 километров. В Управлении отмечают, что "Киевдорсервис" продолжит обустраивать велодорожки в Киеве, когда их строительство будет финансироваться из бюджетных средств.
"Как и любая государственная структура, Киевгорадминистрация достаточно неповоротлива в таких вопросах, - считает Ирина Бондаренко. – Можно сделать сто запросов, написать двести писем, провести четыреста акций, а в итоге они, года через три, когда ты уже опустил руки, скажут: "Вы что-то там просили. Что вам построить? Ну, что сумеем, то и построим".
Однако она также отмечает, что сейчас можно наблюдать позитивные тенденции. "Если раньше они утверждали, что велосипед вообще не может существовать для Киева как вид транспорта, то в этом году они уже его рассматривают, - говорит Ирина. – По моим прогнозам, киевским властям нужно еще лет пять "на раскачку", а потом за лет двадцать можно уже будет построить какую-то инфраструктуру. Я думаю, если все будет нормально в Киеве, то за 25 лет у нас будет хорошая велосипедная инфраструктура".