Столичные власти обещают большие перемены на столичных парковках. Первым шагом стало увольнение руководителя КП «Киевпарктранссервис», которое как раз курирует стоянки. Главная претензия — супердоходная сфера приносит в бюджет сущие копейки. Например, вместо ожидаемых 15 млн грн., по данным мэрии, в первом квартале получили лишь 2 млн грн.
Журналисты газеты Сегодня решили узнать, как обстоят дела на самом деле, поработав один день парковщиками на окраине Киева. Оказывается, около 60% водителей просто не платят за парковку, а от суммы, которую таки получают парковщики, половина идет им в карман, минуя бюджет.
РАБОТА. В 8.30 к Обойному рынку стягиваются около 15 парковщиков. Каждый садится в машину к бригадиру, который выдает талоны. Нашего журналиста пригласили последним. «Вы поработаете стажером, посмотрите, нравится или нет. С деньгами пока работать не будете, просто наблюдать. Потом трудоустроим вас», — сказал бригадир. Нас приставили к опытному парковщику Артуру, у которого в руках была тетрадка. Туда он записывал номера и время прибытия машины. «Ты тоже заведи такую. А то говорят, что на 5 минут, а сами пропадают на полчаса. Так вот, если запишешь, у тебя будут доказательства», — сказал Артур.
Рыбные дни, по его словам, возле рынков — суббота и воскресенье. Но тогда и план повышают — на 15 талонов. «Ты должен быть очень хорошим психологом и знать людей. Если тебе дают 5 грн., ты должен понять, хочет водитель получить талон, или он ему не нужен. Но сначала ты должен отработать план — 30 талонов. Дополнительно к ним выдают еще 20, на случай, если будет много машин. Обычно мы их не продаем, поскольку надо самим заработать. Но ты должен знать, план — это святое. Ты должен сдать кассу, а остальное забираешь себе. Но об этом, конечно, не говори. За день выходит 60 гривен», — объясняет один из парковщиков. Работа возле Обойного рынка длится с 9 утра до 5 вечера, когда закрывается рынок. Выходной — понедельник. В центре города, к примеру, выходных нет, а работаешь с 8 утра до 8 вечера. «В центр попасть нереально — там все занято и совсем другие деньги. Там и 200 гривен можно за день в карман положить. На «козырных» местах стоят старожилы, а тебя могут поставить там, где полный «голяк», но если не выполнишь план, за каждый непроданный талон ты платишь из собственного кармана. Так что лучше здесь. Тут не штрафуют», — рассказывает парковщик.
КТО НЕ ПЛАТИТ. За день к Обойному рынку подъезжает около 500 машин. «Но ты не думай, что все тебе будут платить. Где-то 60% не платит, и ты с ними ничего не поделаешь. Раньше были блокираторы, их народ боялся, а сейчас идет такой себе франт из «Лексуса» и говорит, что у него нет денег. А нам запрещено ругаться с водителями, хотя иногда даже до драк доходит, когда требуешь заплатить и не выпускаешь машину. Тому, кто платит, я помогаю выезжать. И ты так делай. А кто не платит — сами выезжают», — говорит нам Артур. В этот момент подъезжает машина, водитель издалека что-то показывает. «Это гаишник, приехал за очередным унитазом. То есть платить не будет, и не надейся», — комментирует Артур. Следом подъезжает еще одна машина, водитель не замечает парковщика. Затем вытаскивает из кармана пачку долларов и говорит, что нет мелких денег...
По словам парковщика, он выучил портрет водителя, который не платит. «Милиция никогда не платит, СБУ, ГАИ, киевские депутаты, нардепы, а из мэрии люди корочки тыкают нам. Я говорю, например, нардепам, что вы пользуетесь своим служебным положением в личных целях, а он меня чуть ли не посылает. Обидно, что приезжает дедушка на разбитой «копейке», вынимает 5 грн. и дает мне», — говорит нам Артур. Тут парковщик вспоминает, что есть и нормальные милиционеры. «Подъезжает один и говорит: «Я мент, но я хороший мент. На тебе денежку, а ты посторожи мою машину». Бывает, что приезжает скорая помощь. Говорю, чтобы платил. А он отвечает, что, мол, он же скорая помощь. Но как ему объяснить, что он приехал на базар купить себе унитаз домой, а не к больному на вызов примчался», — говорит Артур.
СКОЛЬКО ИДЕТ МИМО КАССЫ
В конце месяца каждому парковщику насчитывают зарплату — 1 грн. с каждого проданного талона. Получается, в среднем парковщик за месяц сдает в кассу 840 талонов на 4200 грн., из них получает в районе 850 грн. Это и есть официальная заплата, которая начисляется на карточки. «А как прожить на 800 гривен? Поэтому и берем, хотя ездят проверки», — не выдавая водителю талон, говорит нашему журналисту парковщик. Какие заработки у бригадиров, которые каждое утро развозят талоны, парковщики не знают. По слухам, они получают бонусы от количества проданных талонов на закрепленных за ними площадках. Согласно официальному сайту КП, в столице около 200 платных площадок для парковки. Под первую зону в центре Киева, где час стоянки стоит 10 грн., попадает меньше 20% площадок, под вторую, стоимостью 7 грн., 30%, в третью зону, где цена вопроса 5 грн., чуть больше 50%.
Мы подсчитали, сколько приблизительно «уплывает» денег из каждой зоны. В третьей зоне, где в карман кладут 60 грн. в день, выходит около 1700 грн. в месяц. А если посчитать, что в этой зоне на 100 парковках работает по одному парковщику, бюджет города недополучает около 170 тыс. грн. в месяц. Во второй зоне каждый день «левых» денег парковщики зарабатывают 80 грн. или 2400 грн. в месяц. Если учесть, что в этой зоне 60 парковок, бюджет города недополучает еще 144 тыс. грн. В центре города, то есть в первой зоне, по рассказам парковщиков, план значительно выше — 70—100 талонов. Но и «левые» заработки тоже отличаются. Выходит, что 1 площадка в первой зоне зарабатывает ежемесячно в карман парковщику 3 тыс. грн., а в месяц бюджет недополучает 120 тыс. грн. из 40 площадок. В общем, со всех зон мимо кассы уплывает почти полмиллиона в месяц. Но это минимальные подсчеты, поскольку есть большие площадки, где работают сразу 2—3 парковщика.
СЛЕЖКА ЗА ПАРКОВЩИКАМИ
«Проблема досталась нам от предыдущей власти. Мы уже наводим порядок. Задача — в разы увеличить поступления в бюджет, что реально. Я недавно приступил к обязанностям и сформировал «службу безопасности», она будет контролировать работу парковщиков. Пока на парковках будет присутствовать человеческий фактор, эта служба сведет его нулю», — сказал нам и.о. директора КП Андрей Дудко.
Сергей Гальченко