Впервые за 30 лет по украинской железной дороге поедут наши новые пассажирские составы.
На днях в одесский порт прибыли первые корейские экспрессы, и вот сегодня (14 марта) в Украину отправится первый двухэтажный электропоезд, который для нас специально сделали в Чехии. Планируют, что 22 марта он уже будет в Харькове, где сразу приступят к его тестированию. Второй такой новенький поезд прибудет к нам через месяц.
Напомним, два межрегиональных электропоезда соединят Харьков, Днепроетровск и Донецк уже в середине мая, чтобы успеть обкатать маршрут к футбольному чемпионату Евро-2012. То есть, они обеспечат соединение трех городов-миллионников Востока страны. Они повезут пассажиров на скорости 160 км в час. К примеру, за два часа можно будет добраться из Харькова до Днепропетровска, сейчас этот путь занимает около четырех часов.
Наш журналист стал одним из первых пассажиров новенького чудо-поезда. Дожидался двухэтажный нас на специальной кольцевой дороге, что в 60 км от Праги. Там тестируют свои локомотивы многие европейские компании. Так как эта дорога единственная в Европе, на которой поезд может разогнаться до 230 км в час. Специально для Украины на вагонах нарисовали эмблему Евро.
Диковинные чешские поезда кардинально отличаются от потрепанных составов, которые достались нам после Советов.
Чтобы попасть внутрь, достаточно нажать кнопку на двери, таким же образом можно и выйти на улицу на остановке. Конечно, в пути двери будут автоматически блокироваться. «Эти поезда особенно смогут оценить люди с ограниченными возможностями, - говорит первый заместитель генерального директора «Укрзализныци» Николай Сергиенко. - Для инвалидов в поезде предусмотрены четыре специальных выдвижных подъемника, а внутри, возле выхода - места для колясочников. Рядом находится оборудованный для инвалидов туалет». Также в вагонах оборудованы на стенах крепления для перевозки велосипедов.
В составе будет шесть вагонов по 126 мест в каждом, то есть всего 636 мест. 46 из который первого класса и находятся они на втором этаже. Для пассажиров там оборудованы раскладные широкие столики и кресла повышенной комфортности. В этом фактически главное различие между классами. Второй по комфортности не уступает первому классу. Только вместо столиков там небольшие полки возле окон. Сразу под ними находятся две розетки, чтобы пассажиры смогут зарядить мобильные телефоны или подключить ноутбуки. Ведь в поездах предусмотрен бесплатный Wi-Fi. Сбоку на креслах есть небольшие урны. В одном из вагонов есть мини кафе. Там будет небольшая стойка для продавца, холодильник для продуктов и напитков и два небольших столика, рассчитанных на восемь человек.
«За всем, что происходит в поезде, будет следить проводник через видеокамеры. Их в каждом вагоне установлено по четыре штуки, - рассказывает о возможностях поезда машинист Ярослав Тихий. - Для проводника специально сделали небольшую комнату в первом вагоне и на мониторе он сразу заметит нарушение или, если кому-то из пассажиров стало плохо. Из той комнаты он сможет регулировать также кондиционерами и освещением».
А вот о внешнем виде вагонов позаботится специальная антивандальная краска. Она позволит легко смыть надписи нерадивых уличных художников.
Пока не известно сколько будет стоить билет на чешский поезд. Обещают только, что они не будут заоблачно дорогими. «О цене билетов пока рано говорить. Это будет немного дешевле автобуса, но по качеству – гораздо выше», - говорит Борис Колесников.
СКОРОСТЬ. Пожалуй, одно из самых главных преимуществ поезда то, что он абсолютно бесшумный. Поезд разогнался до 160 км/час плавно, не было резких рывков и вагоны не шатало из стороны в сторону, чем отличаются наши поезда. А во время езды не было характерного шума и стука колес.
«Также тихо и мягко он будет ездить на наших дорогах, - заверяет начальник управления внешних связей «Укрзализныци» Игорь Матвеев. – В поезде есть своего рода воздушная подушка, которая выполняет роль амортизатора при движении».
МАШИНИСТЫ. Украинские машинисты уже прошли обучение в Чехии как управлять двухэтажными электропоездами.
«Сложного здесь нет ничего. Достаточно недели, чтобы научиться управлять таким поездом, а потом некоторое время еще попрактиковаться, – говорит Ярослав Тихий, который инструктировал наших машинистов. – Сначала поезда будут ходить с двумя машинистами. Потом будет достаточно всего одного».
СДЕЛАЮТ В УКРАИНЕ. Возможно, вскоре двухэтажные поезда начнут делать и у нас. «Мы обсудим с представителями «Skoda» о возможность совместного производства таких электропоездов в Украине, - заявил Борис Колесников. – Чехия была всегда одним из лидером машиностроения. Купленные их пассажирские составы еще во времена СССР до сих пор эксплуатируются у нас».
По его словам, чтобы Украине обновить пассажирский парк на железной дороге, нужно еще около 70 таких, как чешские электропоезда, которые курсируют на короткие расстояния (до 350 км. – Авт.). Еще 100 корейских «Хюндаев» и не меньше 600 пригородных электричек.
Напомним, к Евро-2012 закупили десять поездов корейской фирмы «Хюндай». Они будут соединять города, принимающие футбольный турнир. Шесть начнут развозить пассажиров уже в июне, а еще четыре поезда приедут в Украину к концу 2012 года. Они существенно сократят время в пути. Например, из столицы во Львов можно будет доехать не за 6,5 часов, а за 4,5.
В материале использованы фотографии В.Гурова (Минтрас).