В разгар лета и отпусков в Киеве — скандал вокруг украино-немецкой турфирмы, которая оставила пассажиров без автобуса, с билетами, прямо на центральном автовокзале столицы. Люди подозревают, что перевозчик не набрал нужное количество людей и просто... отложил рейс. В турфирме это отрицают, уверяя, что транспорт сломался. Юристы говорят: такие случаи сейчас не редкость.
Вчера в 7 часов утра 30 человек, среди которых 20 немцев, должны были выехать на автобусе в Германию. Но автобус не подали, хотя люди за поездку отдали по 200 евро в обе стороны. «Мы стояли, недоумевали... Потом дозвонились в киевский офис фирмы, представитель ответил, что автобус сломался и будет... только в воскресенье! К нам никто не приехал, не предложил отель — тут же люди из областей Украины и Германии. У нас нет денег даже в туалет пойти — мы же купили евро, чтобы ехать», — рассказал нам пассажир Андрис Моисеев.
Фирма не впервые переносит рейсы. «Я в понедельник должен был уехать, но у них и тогда тоже якобы поломался автобус! Вот приехал в пятницу, но опять та же ситуация», — говорит Павел Портнов. «Они решили соединить наш рейс с воскресным, чтобы набрался полный автобус пассажиров! Немцы в шоке», — говорит Зоя Абаева. По словам людей, в Германии это популярная фирма-перевозчик (зарегистрирована она там, хотя в директорах — двое украинцев). Людей привлекают тут более низкие цены (разница около 50 евро).
ПЕРЕВОЗЧИК. Мы дозвонились в Германию руководству фирмы. «Люди не уехали по техническим причинам — нет нужной детали для замены в автобусе. Ее обещают доставить к вечеру. На рейс продано около 30 из 50 мест», — говорит директор Виктор. Он отрицает, что такие ситуации были не раз, и причина — в незаполненности: «Нас просто подвела техника! Если вечером люди не уедут, мы их расселим!». Пассажиры подтвердили: «Если бы мы не позвонили вам, они бы о нас просто забыли! А так вечером сказали, что поселят», — говорит Зоя.
В пресс-службе Мининфраструктуры обещали разобраться: «Мы уже знаем об этой ситуации. У перевозчика сломался автобус под Ровно. В субботу утром обещают подать автобус. Если обнаружим нарушения, то перевозчик будет оштрафован».
КАК НЕ ПОПАСТЬ. «Нужно выбирать известную турфирму. Если дешево — значит есть подвох. В интернете просматривать отзывы о фирме. Если идут нарушения в поездке, надо заявить об этом водителю или сопровождающему. Если ответа не последовало, написать коллективную бумагу и поставить все подписи. Так было у меня во время поездки в Вену. Тогда эта бумага помогла компенсировать деньги за непредоставленную еду», — говорит эксперт по перевозкам Андрей Шпиль.
ПЕРЕВОЗЧИКА МОЖНО ЛИШИТЬ ЛИЦЕНЗИИ
«Такие ситуации часто бывают. Люди вправе предъявить претензии. Фирма должна предусматривать риски, договариваться, чтобы был запасной автобус. Затем разместить в отеле на ночь, покормить. Если этого не было — можно требовать деньги обратно. Не отдают — тогда в суд», — говорит нам президент Туристической ассоциации Украины Борис Вихристенко. По мнению юристов, автобус должны предоставить в течение нескольких часов. «Пассажиры купили услугу, которая не предоставляется. Соответственно перевозчик должен компенсировать эту сумму. Это не мошенничество. Это правовые отношения между пассажиром и перевозчиком. Он сам думает, что ему выгоднее, — сделать два полупустых рейса или компенсировать проезд людям с одного рейса, но зато ехать с полным автобусом. Если есть такая длительная задержка, нужно обращаться в управление защиты прав потребителей и писать жалобу в Мининфраструктуры. Они проверят, если перевозчик сознательно не предоставил автобус, его могут лишить лицензии», — говорит юрист Любомир Дроздовский. Также можно обратиться в милицию, если перевозчик мошенничает, например, не выходит на связь.