Постановлениями Кабинета Министров Украины №678 от 24 июля и №624 от 17 июля были введены спецпошлины на трубопроводное дизельное топливо и сжиженный газ, которые поставляются из России. Теоретически, и один и другой вид топлива должен был подорожать. Однако, этого не только не произошло, но и наблюдается обратный процесс - СГ даже подешевел. В то же время, в прессе появились публикации о возможном росте цен и даже дефиците этих видов топлива. За разъяснениями AUTO-Cоnsulting обратился к экспертам.
Почему подешевел сжиженный газ
Если рассмотреть кривую цен на СГ (сжиженный газ) видно, что с июня месяца этого года он опустился в цене на 2 грн. Сегодня за литр СГ просят, в среднем, 11 грн 50 коп.
В чем причина такого снижения цены объяснил директор специальных проектов в НТЦ “Психея”, профессор Геннадий Рябцев. По его мнению, после объявления о возможном прекращении поставок СГ из России, многие операторы решили создать резервный фонд СГ и дозаказали дополнительные объемы. В результате, буквально за несколько месяцев, в Украину завезли рекордно большое количество СГ. Однако, дефицита газа и запрета на его ввоз из России, не было.
Поставки продолжаются, как и раньше. А этот резервный газ нужно где-то хранить, и в Украине емкостей для хранения такого большого объема СГ нет. Кроме того, хранить СГ совсем не просто. Для этого необходимо специальное оборудование. Поэтому, операторы, создававшие резервный фонд СГ, сейчас стараются побыстрее его реализовать. Предложение превышает спрос, что, по мнению Геннадия Рябцева, и привело к снижению цен на СГ. Но явление это временное.
Будет ли дефицит дизельного топлива
Разговоры о взлете цен и дефиците дизельного топлива, естественно, выгодны прежде всего операторам рынка, которые торгуют ДТ. Но если посмотреть на динамику цен, можно увидеть, что на сегодняшний день они не имеют под собой основания. Рекордная цена ДТ в последнее время была в ноябре 2018 - больше 32 грн/л. А сейчас - такая же цена, как в августе 2018 г. - на пороге 30 грн/л. Но все может измениться.
По словам Геннадия Рябцева, на протяжении последних двух лет, главным поставщиком дизтоплива в Украину была труба из России. И это - самый дешевый способ доставки ДТ. Поэтому, именно труба была ценовым “якорем” для других поставщиков. Но сейчас из-за спецпошлин на ДТ из трубы, конкурентной стала и стоимость доставки топлива по железной дороге. Это открыло возможности выгодной работы для поставщиков ДТ из других стран. Например, из Белоруссии. А так как рынок Украины импортеры топлива считают премиальным, поскольку зарабатывают тут больше, чем на поставках в другие страны, господин Рябцев считает, что цену на ДТ будет поддерживать конкурентная борьба между ними.
Ведь в других странах импортеры зарабатывают примерно $160 грязной маржи на тонне, а в Украине - $300-400. То есть, им есть за счет чего снижать цену, чтобы иметь конкурентную стоимость своего товара. А конкуренция высокая - за наш рынок сражаются. И не только российские и белорусские поставщики, но и греческие, итальянские, туркменские, казахские. Не говоря уже о традиционных польских, литовских и румынских поставщиках.
Ценовые перспективы
По мнению Геннадия Рябцева, цены на автогаз стабилизируются (вернутся к среднестатистическим) в сентябре-октябре. Но не стоит забывать, сказал господин Рябцев, что резервного запаса СГ в Украине нет. Поэтому, цена на СГ сильно зависит от регулярности и объемов его поставок.
Примерно такая же ситуация и с ДТ. Объективных причин для его подорожания в сентябре - нет, считает господин Рябцев. Больше того, сейчас на мировом рынке нефть подешевела, а ДТ в Украине - нет. Не стоит забывать и о повышении цены на ДТ, после того, как пошли разговоры о возможном запрете Россией поставок в Украину. Тогда цена за литр за 2 недели взлетела больше, чем на 1 грн. 70 коп. Но запрета не произошло, поставки даже увеличились, но цена назад не вернулась. Поэтому, продавцы сегодня и дают скидку на литре ДТ до 3 грн. Им есть куда двигаться, ведь, по большому счету, получается, что они торгуют на 3 грн. на литре дороже.
Но, как говорится, всегда есть вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Например, по вине той же “Укрзалізниці”. Здесь не хватает подвижного состава для больших объемов перевозок топлива, и не соблюдаются графики и сроки перевозок.
По мнению руководитель консалтинговой компании "А-95" Сергея Куюна, риски есть и по морским поставкам. В сентябре запасы топлива будут исчерпаны, и портам предстоит “переварить” около 150 тысяч тонн. А это - рекордный объем, и непонятно, обойдется ли без сбоев. Ведь, как отмечает Геннадий Рябцев, порты сейчас загружены отправкой сельхозпродукции. Так что, логистические риски достаточно велики.