Вместе с похолоданием возвращается и типичная зимняя проблема — отпотевают и замерзают стекла автомобиля.
Не все знают, но если не уделять ей внимание, она может спровоцировать весьма неожиданные последствия.
Стакан конденсата
Понятно, что когда лобовое стекло потеет изнутри, достаточно направить струю теплого воздуха из системы вентиляции, и всю испарину сдует за две минуты. Но если влажность в салоне повышена регулярно, избыточная влага будет конденсироваться в укромных местах. Например, под обивкой крыши.
К нам обратилась владелица нового кроссовера, у которого через полгода эксплуатации потек потолок. Дело было зимой. Первое подозрение — конечно, негерметичность салона.
Такое действительно случается, поэтому во время экспертизы проблемный кроссовер «пролили» как следует на мойке. Но кузов оказался герметичным.
А проблема была связана все с тем же отпотеванием. Влажный воздух из салона попадает под обшивку крыши, которая сама по себе не герметична, и там контактирует с металлом. А температура крыши зимой, как вы понимаете, может быть и -30 градусов.
В итоге влага не только конденсируется, но и замерзает, и процесс напоминает образование измороси в холодильнике. Что будет если оставить холодильник выключенным без разморозки? Под ним образуется лужа. Нечто подобное бывает и в автомобилях.
Главный подвох — в накопительном эффекте. Если на улице стоят продолжительные морозы, под обивками кузова может намерзнуть, условно, стакан воды.
В оттепель, на мойке или просто на ярком солнце он начнет таять, стекать по внутренним панелям кузова, мочить обивки, а в крайних случаях — вытекать из-под панелей крыши. Нередко капель начинается из-под плафонов освещения, пластиковых пистонов или стыков над лобовым стеклом.
Коль скоро на мойке машина оттаивает, многие, обнаружив пятна на потолке, в первую очередь грешат на «дырки» в кузове. Такое бывает, но не редки и случаи, когда потолок мокнет от конденсата.
А это нормально?
Атмосферный воздух содержит влагу. Плюс к этому вода попадает в салон непосредственно, например, в виде снега на обуви или после мойки. Наконец, водяным паром богато человеческое дыхание, особенно после праздников (но не только).
В замкнутой системе, вроде салона автомобиля, понижение температуры увеличивает влажность. Поэтому, например, влага хорошо конденсируется на стеклах: локальное понижение температуры провоцирует выпадение «росы». Точно также запотевают очки, если зайти с мороза в теплое помещение.
Само по себе запотевание стекол в морозы вполне естественно, но когда влага начинает накапливаться — это признак либо неисправности, либо неправильной эксплуатации.
Что провоцирует повышенную влажность?
Например, чересчур фанатичное пользование кнопкой рециркуляции. Ее можно включать, если впереди чадит грузовик или двигатель еще прогревается. Но если вы предпочитаете ездить с рециркуляцией, а чтобы не запотевали стекла — направлять на них струю воздуха, то знайте, что избыточная влага, скорее всего, найдет холодную поверхность и будет намерзать на ней.
Проблемы с вентиляцией, вроде забитого салонного фильтра, могут создать эффект рециркуляции, пусть в меньшем масштабе.
Кратковременные поездки также коварны: вы садитесь в салон, повышаете влажность дыханием, но не даете машине как следует проветриться. Проблема тем более актуальна, если вы перевозите несколько человек в салоне небольшого автомобиля.
Что делать
Ваш лучший друг — это зимний воздух. При его нагревании до комнатных температур он становится очень сухим, например, если летом в квартире влажность колеблется в диапазоне 50?80%, зимой — 10?30%. То же самое происходит в автомобиле: подогретый до 20 градусов воздух несет минимум влаги — почти вся атмосферная вода уже лежит в виде снега.
Если естественных резервов системы вентиляции не хватает, проветривайте салон дополнительно, особенно перед постановкой на стоянку. Некоторые проезжают последние метры с открытым окном, включив на полную мощность «печку», другие дают машине постоять с открытыми окнами некоторое время, чтобы заместить влажный теплый воздух сухим морозным.
Обязательно проветривайте автомобиль после моек — в том числе, чтобы на утро не примерзли уплотнители и замки. Например, выехав с мойки, откройте все двери, чтобы выпустить влажный воздух, затем поездите на автомобиле до полного прогрева с включенной вентиляцией, а перед постановкой на стоянку снова откройте двери.
Зимой можно и нужно пользоваться кондиционером. Правда, у многих машин он перестает охлаждать воздух, если атмосферная температура снижается до некого критического уровня, но морозный воздух сухой сам по себе. Как минимум, кондиционер полезен в переменчивую погоду, например, когда дневная температура плюсовая, а ночью схватывает мороз.
И конечно, следите за салоном машины: чистите от льда и снега коврики, а иногда заглядывайте под них и в нишу запасного колеса. У «мокрых» машин следы влаги, как правило, появляются там.