Министр экономики Петр Порошенко на этой неделе шокировал авторынок заявлением о том, что Межведомственная комиссия по международной торговле (министр ее же и возглавляет) приняла решение о введении спецпошлин на импортные авто. Несмотря на то что пока размеры этих пошлин официально не объявлены (в рекомендациях Комиссии прописан размер спецпошлины на уровне 6—15% от цены авто), автоимпортеры уже заявили о том, что будут вынуждены значительно поднять цены на иномарки, что, в свою очередь, подтолкнет к росту цены на вторичном рынке. «Сегодня» выяснила все «за» и «против» такого механизма защиты украинского автопроизводителя, а также то, как и когда изменятся автоцены.
Впервые о возможности повышения пошлин на импортные авто (при вступлении в ВТО в 2008 году мы снизили ее с 25% до 10%) заговорили в прошлом году — ассоциация «Укравтопром» (представляет интересы украинских производителей) инициировала спецрасследование, основанное на том, что из-за слишком большого числа импортных автомобилей отечественный производитель терпит убытки. Расследование было закончено в мае, и его результатом стала рекомендация о введении спецпошлины (дополнительно к существующей) сроком на три года на авто с объемом двигателя 1—1,5 л — в размере 6,46%, а на авто с двигателями 1,5—2,2 л — 15,1%. Если решение поддержит Кабмин, рост пошлин затронет 80% иномарок.
Глава Минэкономики Петр Порошенко считает, что основания для защиты украинского рынка есть. «За последние 3 года объемы производства украинских автомобилей резко сократились, и свыше 12 тысяч рабочих мест потеряны. В стране резко растет доля товаров иностранного производства, и доля автомобилей в платежном балансе составляет значительную часть. И на это нельзя не реагировать», — говорит министр.
По его словам, иностранные автопроизводители получают финансовую госпомощь от национальных правительств — либо в виде прямой финансовой поддержки, либо в виде субсидий. Европа выделила 100 млрд евро на поддержку автомобильной отрасли. Меры приняли в США, Японии, Корее и России, говорит министр. И только в Украине автопроизводство никак не стимулировалось государством, что привело к тому, что украинские авто стали неконкурентноспособными. В ассоциации «Укравтопрома» прокомментировали «Сегодня», что с 2008 по 2010 гг. доля импортных авто в общем объеме продаж в Украине выросла на 16% и с этим дисбалансом нужно бороться.
Председатель правления «АвтоЗАЗ» Николай Евдокименко не видит никакого противоречия в том, что Украина присоединилась к ВТО (согласно с условиями членства, мы обязались снизить пошлины до 10%) и сейчас вновь поднимет пошлины до 25%, поскольку аналогичные пошлины не противоречат правилам этой организации. Например, в Китае пошлина составляет 25%, Бразилии — 35%, Индии — 105%. А председатель наблюдательного совета завода «Еврокар» (собирает автомобили «Шкода») Олег Боярин считает, что повышение пошлин приведет к приходу в Украину иностранных инвесторов. «Есть шанс строительства новых автозаводов», — считает эксперт.
В «Укравтопроме» особенно подчеркивают, что заградительная пошлина является временной мерой на 3 года.