Украина вводит специальные пошлины на российское дизельного топлива и автогаз. Такой шаг заставил украинских заправщиков в очередной раз рассмотреть возможность поставок из других стран. Но россияне отпускали товар с некоторым дисконтом и отказ от «вражеского» топлива грозит автомобилистам поднятием цен на стелах АЗС. Впрочем, многое будет зависеть и от ряда других факторов.
Напомним, согласно тексту обнародованного 22 июля правительственного постановления, пошлины для российского топлива будут вводить в два этапа:
- Для «дизеля» пошлина с 1 августа 2019 года составит 3,75%, а с 1 октября – уже 4%.
- Для сжиженного газа с 1 августа 1,75%, а с октября - 3%.
Держат рынок в напряжении
Россияне продавали нам топливо чуть дешевле. С учетом доставки до границы выходило на $20-30 на тонне дешевле. Другим поставщикам еще приходилось оплачивать дорогу до нашего кордона.
По подсчетам экспертов, 3,75% пошлина приведет к удорожанию тонны дизельного топлива примерно на те же $25-30. Вырастет в цене и сжиженный автогаз.
«Пошлина на дизельное топливо из трубы примерно $30 на тонне, или 0,65 грн. на литре. По словам Андрея Геруса, правительство надеется, что трейдер дизельного топлива по трубопроводному транспорту уменьшит свою маржу, которая в несколько раз выше маржи ж/д трейдеров и при перевозке автотранспортом. Но в это слабо верится. Пошлина на сжиженный газ в ценовом выражении примерно $10 на тонне – это примерно 0,14 грн./л», – подметил нам глава компании «Укравтономгаз» Андрей Дорофеев.
Стоит отметить, что решения об ограничительных мерах Кабмин принял еще в середине мая. Но окончательный вариант постановления опубликовали только сейчас. Изначально в проекте рассматривался вариант введения 2%-й спецпошлины на импорт дизтоплива в годовом объеме до 2,5 млн. тонн, и 25%-й на поставки свыше этого объема. О пошлинах на сжиженный газ и вовсе речь не шла.
Еще одним отличием от первоначального проекта постановления являются ограничения на поставки топлива конкретно по трубопроводам. Судя по всему, задержка с официальной публикацией была связана как раз с обсуждениями, какие же заградительные меры в итоге вводить.
Перекрывают трубу
Примечательно, что «трубу» и крупнейшего импортера дизельного топлива группу компаний Wexler связывают с Виктором Медведчуком. В Wexler уже предупредили о возможном подорожании «дизеля», добавив, что на рынке нет «сверхрыночной» маржи на дизельное топливо, поставляемое трубопроводом, и удержать цены не получится.
Большинство заправщиков воздерживались от комментариев до публикации конечного варианта правительственного документа, но неофициально отмечали, что цены на заправках все же вырастут.
«На цену влияет множество факторов: стоимость нефти, курс доллара и пр. Если брать нынешнюю ситуацию, то спецпошлины в 3-4% - это примерно плюс 60-70 коп./л на заправках. Но если нефть упадет, то тогда и цены могут либо не поменяться, либо даже немного упасть», – рассказал совладелец сети АЗС KLO Игорь Чернявский.
Наибольший риск, правда, заключается даже не в самих пошлинах, говорят эксперты. Ведь толком никто не знает, каким будет ответ Москвы. С недавних пор российская сторона ежемесячно утверждает со своими экспортерами объемы поставок в Украину. И если на июль законтрактованы достаточные для нашей страны объемы дизтоплива и автогаза, то в августе-октябре ситуация может кардинально поменяться.
Такое положение дел держит в подвешенном состоянии наших трейдеров, которые не знают, чего ждать от РФ. У них есть выбор: либо закупать более дешевый ресурс у России, но с риском остаться без топлива, либо же заказывать по морю более дорогое топливо из других «стабильных» стран.
Будет ли дефицит
Если РФ все же решится в ответ на украинские санкции полностью перекрыть или сильно ограничить поставки, то на моменте в Украине может образоваться некоторый дефицит топлива, говорят эксперты. Хотя со временем мы сможем его заместить.
«Когда пару месяцев назад был риск урезания российских поставок, наши заправщики закупили более дорогое «морское топливо» с запасом. Но потом россияне все же возобновили поставки, ведь из России дешевле. Теперь же, после введения спецпошлин, РФ снова может ограничить своим компаниям поставки. А на замещение российского топлива нужно время, хотя бы две недели. Запасов у наших заправщиков примерно на неделю. То есть переориентироваться лучше уже сейчас, но, опять же, поставки будут более дорогие, но зато стабильные», – заметил нам эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.
В первую очередь на поставки по воде может перейти юг Украины. Черным морем топливо могут поставлять к нам из грузинских портов, есть греческие, румынские, болгарские поставщики.
«Поставок по морю станет больше, на юге так точно. Но контракты быстро не перепишешь, новые будут только с октября. А до этого времени возить будут по-старому, по законтрактованным ценам. Какое-то время к нам по «трубе» будет идти ресурс с новыми пошлинами», – резюмировал Чернявский.