Американские автопроизводители убеждают шинные компании увеличить поставки в связи с неожиданным дефицитом шин, но при этом далеко не всегда получают тот ответ, который хотелось бы.
Директор по закупкам Chrysler Group Дэн Нотт (Dan Knott), к примеру, заявил, что шины некоторых размеров для минивэнов найти все сложнее, и это несмотря на то, что он говорил об этом шинным производителям. Хотя шинные компании и выполняют в полном размере свои контрактные обязательства, они совсем не обязательно сразу начинают увеличивать производство по просьбе своих клиентов из автоиндустрии.
Дело в том, что они больше не хотят компенсировать доходами на вторичном рынке свои потери в секторе первичной комплектации (OE), теперь они хотят, чтобы их работа с автокомпаниями была прибыльной, особенно учитывая, как сильно подорожало сырье.
Марк Филдс (Mark Fields), президент американского отделения Ford Motor Co. подтвердил, что шинники выполняют свои обязательства, но при этом отказался комментировать, действительно ли они предпочитают вторичный рынок с высокими маржами сотрудничеству с автокомпаниями. «У нас есть контракты с шинными компаниями», сказал г-н Филдс в интервью Automotive News, и поскольку спрос восстанавливается вместе с экономикой, Ford и его шинные поставщики «продолжают вести диалог о том, как удовлетворить растущую потребность».
«Эти переговоры затрагивают не только наших нужды в ближайшие шесть месяцев, - заявил Филдс. – Но и в следующие два года. Мы убеждаем своих поставщиков в первую очередь обращаться со своими предложениями именно к Ford».
Комментирует Майк Мартини (Mike Martini), директор по продажам в секторе OE компании Bridgestone в Америке и Канаде: «Мы в полной мере работаем со спросом на рынке, но это совсем не значит, что Bridgestone хватается за каждую возможность для развития бизнеса. Компания хочет сохранить удовлетворительный баланс между OE и вторичным рынком, из-за чего мы отклонили несколько заказов. Если в этом есть смысл, мы можем отказать, но если говорить честно, таких случаев было очень мало».
При этом, Bridgestone сейчас использует все мощности своих заводов, так что у компании редко выдается возможность увеличить выпуск продукции, и это было еще заметнее в прошлом году, когда спрос на шинном рынке Америки увеличивался быстрее, чем ожидалось.
Согласно прогнозу Ассоциации производителей РТИ (RMA), в этом году продажи в секторе OE рынка легковых шин США вырастут почти на 12% до 36.9 миллионов штук. В 2010 году продажи на американском автомобильном рынке выросли на 35% после достижения исторического минимума в 2009 году. Сектор OE рынка легкогрузовых шин в прошлом году вырос на 30%, но в этом году ожидается, что спрос существенно не изменится.
Заводы Michelin в Северной Америке также работают на полную мощность, но французская компания все же смогла удовлетворить часть спроса со стороны автопроизводителей, о чем заявил Роб Мюррей (Rob Murray), вице-президент местного филиала Michelin. «Мы сохраняем баланс между OE и вторичным рынком, - заявил г-н Мюррей. – Не стоит забывать, год назад автоиндустрии предсказывали долгое и болезненное восстановление, но теперь промышленность развивается очень быстрыми темпами, и различным поставщикам нужно к этому адаптироваться».
«В прошлом шинные компании получали большую часть прибыли на вторичном рынке, тогда как в секторе OE в лучшем случае не несли убытков, - говорит г-н Мартини. – Но теперь они хотят изменить эту ситуацию. Мы хотим зарабатывать деньги на всех рынках».
Этой тенденции способствуют два главных фактора. Первый – это рост цены на сырье, а второй – тот факт, что производители провели масштабный перенос производства из Северной Америки, причем этот процесс начался еще до рецессии.
В 2009 году, к примеру, Goodyear заявила, что сократит объемы высокозатратного производства на 15-25 миллионов штук по всему миру. После этого компания также объявила, что к концу года закроет свой завод в Юнион-Сити (Теннеси).
Сейчас шинные производители продолжают повышать цены на свою продукцию, и не только из-за роста издержек и низкого уровня производства. Запасы компаний после рецессии были низкими, а кроме того на рост цен повлияло и решение администрации президента Обамы о введение дополнительных пошлин на импорт шин, произведенных в Китае.