С 2018 в Европу с техосмотром. Неужели?

С 2018 в Европу с техосмотром. Неужели?

17 жовтня 2017
0

Совсем недавно автомобильная общественность нашей страны была взбудоражена очередным громким заявлением. 21 сентября, после встречи с полномочным министром Посольства Литвы в Украине Гвидасом Керушаускасом, замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк заявил: "Со следующего года в соответствии с положениями Женевского соглашения 1958 года, Директив ЕС и требований Соглашения об ассоциации Украины с ЕС все автомобили, которые путешествуют из Украины в страны-члены ЕС, обязательно должны будут иметь соответствующий талон прохождения техосмотра..." (ЛІГА.Новости).

На следующий день, пресс-служба Мининфраструктуры, на своей официальной странице, принесла извинения за "некорректную подачу информации относительно даты введения обязательного техосмотра транспортных средств" и подтвердила, что "информация о запрете въезда гражданам на частных автомобилях на территорию ЕС с 2018 года без документа о техническом осмотре не соответствует действительности".

В том же заявлении говорится о том, что министерством инфраструктуры подготовлен проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обеспечения безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны", в котором учтена необходимость имплементации положений Директивы 2014/45/ЕС. И, когда этот закон будет принят Верховной Радой, то вступит в силу требование обязательного наличия документа о прохождении техосмотра при пересечении границы Украины со странами ЕС.

Но так ли это?

Как мы знаем, ответ на заявления наших чиновников лучше всего искать в первоисточниках. Обратимся к тесту Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны. Точнее, нас интересует Приложение XXXII к Главе 7 "Транспорт".

Начнем с того, что Директива 2014/45/ЕС, на которую ссылается пресс-служба МИУ, не упоминается ни в тексте Соглашения, ни в Приложении XXXII к Главе 7 "Транспорт", т.к. данная Директива касается одного узкого вопроса: "технической придорожной проверки пригодности к эксплуатации коммерческих транспортных средств, передвигающихся в ЕС" и не имеет никакого отношения к периодическому техническому осмотру или обязательности наличия документа о его прохождении.

Проще говоря, упомянутая Директива 2014/45/ЕС касается только регламента применения мобильных пунктов технического контроля и порядка проведения выборочного дорожного контроля технического состояния коммерческого транспорта на дорогах ЕС и не затрагивает туристов на частных автомобилях:

Стаття 2 Сфера дії

1. Ця Директива стосується транспортних засобів з максимальною конструктивною швидкістю більше 25 км/год категорій, що визначені у Директиві 2003/37/ЄC Європейського Парламенту та Ради ( 12 ) і Директиві 2007/46/ЄC:

а) Транспортні засоби, спроектовані і побудовані переважно для перевезення пасажирів та їх багажу, що мають більше восьми сидячих місць, крім сидіння водія - категорій М2 та М3;
б) транспортні засоби спроектовані і побудовані переважно для перевезення вантажів, максимальна маса яких перевищує 3,5 т - категорії N2 і N3;
в) причепи, спроектований і побудовані для перевезення пасажирів або вантажів, а також для проживання людини, з максимальною масою понад 3,5 тонн - транспортні засоби категорій О3 і О4;
г) колісні трактори категорії T5 використовують переважно на громадських дорогах для комерційного автомобільних перевезень вантажів з максимальною проектною швидкістю, що перевищує 40 км / год."

В Приложении XXXII к Главе 7 "Транспорт" вопрос о контроле технического состояния транспортных описан положениями другой директивы - Директивы 2009/40/ЕС Европейского Парламента и Совета от 6 мая 2009 года "О проверке пригодности к эксплуатации автомобилей и прицепов".

В соответствии с Приложением XXXII, Украина обязуется постепенно приблизить свое законодательство к законодательству ЕС в следующие установленные сроки:

  • для транспортных средств, принимающих участие в международных грузовых перевозках – на протяжении 1 года;
  • для транспортных средств, принимающих участие в международных пассажирских перевозках – на протяжении 3 лет;
  • для всех остальных транспортных средств – в течении 5 лет, после вступления в силу Соглашения об Ассоциации.

Напомню, что Соглашение вступило в силу 1 сентября 2017 года, соответственно, отсчет идет именно от этой даты. То есть, Украина должна ввести обязательный технический осмотр до 1 сентября 2022 года.

Но! Если почитать Директиву внимательно, то можно увидеть, что она содержит требование о введении обязательного периодического техосмотра, но в ней нет положений о запрете въезда без документа подтверждающего прохождение техосмотра. По утверждению руководителя отдела прессы и информации представительства Евросоюза Юргиса Вилчинскаса "требование такого документа не предусмотрено правилами пересечения границ Евросоюза".

Больше того, поданный в мае 2016 года законопроект по имплементации Директивы 2009/40/ЕС в законодательство Украины был отклонен профильными комитетами Верховной Рады и возвращен Правительству на доработку. На сегодняшний день, новый законопроект в Верховную Раду не подан.

Так что … в очередной раз чиновники выдают желаемое за действительное.

Однако, расслабляться все же не стоит. Помимо общих требований Евросоюза, любое государство-член ЕС может вводить свои правила. Так, с 1 января 2017 года, в Латвии действует новый Закон о дорожном движении. Согласно части 1 статьи 9 этого Закона, на территории Латвии разрешено использование только таких транспортных средств, техническое состояние которых соответствует требованиям стандартов, предусмотренных законодательством. А согласно п. 35.5. Правил Дорожного Движения Латвии, водитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий прохождение технического осмотра транспортного средства, и предъявить его сотрудникам полиции, пограничной охраны или таможни (в таможенной зоне) по их требованию. В случае отсутствия такого документа сотрудники Государственной Пограничной охраны имеют право отказать в пересечении границы - въезде в Латвийскую Республику на данном транспортном средстве.

Справедливости ради, надо сказать, что при прохождении погранично-таможенного контроля, к иностранцам по поводу техосмотра в Латвии придираются редко.

Возвращаясь к техосмотру в Украине... Безусловно, периодический контроль технического состояния должен быть, так же, как и во всех цивилизованных странах. Вопрос только в том, как сделать, чтобы это был действующий инструмент для повышения безопасности дорожного движения, а не очередная кормушка для нечистых на руку чиновников.

Автор:   Джерело: InfoCar.ua

Обговорення новини

Коментарів поки ніхто не залишив. Станьте першим!

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація