Никто из нас не хочет стать убийцей, но почему-то у водителей это получается, увы, часто. По данным ГАИ МВД Украины, каждые сутки под колесами авто погибают в среднем 8—15 человек. А каждая 10-я авария связана с наездом на пешехода — за первые три месяца этого года во время перехода дороги погибли 30, а травмированы — 338 человек (как правило, это тяжелые травмы). Практически во всех случаях аварии произошли из-за того, что водитель не увидел переходящего дорогу человека.
ОПАСНЫЕ ОСТАНОВКИ
Остановки общественного транспорта традиционно являются местами концентрации ДТП. Наиболее частый случай — человек на противоположной стороне видит маршрутку/автобус/тролейбус и бросается бежать через дорогу в надежде успеть, пока тот не уехал. Заметить такого пешехода очень сложно.
Второй вариант — водители маршруток выпускают пассажиров перед пешеходным переходом, а те тут же начинают переход по «зебре», выскакивая из-за стоящего автобуса. Водитель автомобиля, двигающийся за маршруткой или объезжающий ее, до последнего физически не может увидеть пешехода, внезапно появляющегося из-за автобуса.
Чтобы избежать аварии, советуем водителям сбавлять скорость еще при приближении к остановке общественного транспорта. Вовсе необязательно делать полную остановку или давить на тормоз — даже если вы просто убрали ногу с педали газа, в случае непредвиденной ситуации у вас появляется доля секунды на то, чтобы среагировать. В скорости автомобиль теряет совсем немного — недостающие километры легко компенсировать легким нажатием на газ уже после проезда остановки. Очень важно на всякий случай смотреть и влево, и вправо.
ДВИЖЕНИЕ В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК
Ночь, легкий дождик, тусклый свет придорожного фонаря (либо отсутствие какого-либо освещения), полустертая разметка зебры и магазин через дорогу — типичное описание обстоятельств, при которых сбивают пешеходов. Если такой переход находится на трассе, то сбивают, обычно, насмерть. И дело не в потусторонних силах, а в законах физики — влажный воздух в темноте с искусственным освещением (в том числе от фар) искажает дорожную картину. Пешеход похож на тень от столба или дерева, причем чем выше скорость автомобиля, тем большей является схожесть. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается также на треть. Так, если водитель, который ведет автомобиль на скорости около 80 км в час (за такую скорость ГАИ не штрафует) при влажной погоде идентифицировал пешехода на расстоянии 50 метров, шансы на то, что столкновения не будет, очень малы (в сухую погоду этого достаточно). Соответственно, главным советом является рекомендация снизить скорость даже в этом случае хотя бы на 15—20% — до 60—65 км в час.
Также не забывайте о необходимости правильно пользоваться светом: отрегулированные фары должны освещать дорогу на 100 метров (если включен дальний свет) или на 45 метров (если работает ближний свет). На пустой дороге обязательно нужно включать дальний, а при приближении к встречному авто ближе, чем на 200 метров, снова переходите на ближний, чтобы никого не слепить. Советуем не забывать и о передних противотуманниках (если они установлены). В том случае, если на улице сильный туман, включайте аварийку — ярко мигающий оранжевый свет помогает увидеть ваш автомобиль как пешеходам, так и другим водителям.
Большое значение имеет и поведение пешехода. Например, жителям сельской местности можно существенно повысить свою безопасность, прикрепив к одежде светоотражатели. Согласно многочисленным исследованиям, такого пешехода даже при очень плохой погоде видно не за 50—80 метров, а за 150—200 — у водителя есть время и снизить скорость, и объехать.
ПРОВОКАЦИЯ АВАРИИ
Как это ни странно звучит, пешеходов далеко не всегда можно пропускать. Так, вы обязаны постараться предотвратить столкновение в том случае, если он уже выскочил на дорогу. Но если он только-только собирается ступить на проезжую часть, но застыл у края дороги в нерешительности, лучшим выходом для водителя будет сбавить скорость, если темно — включить дальний свет и нажать на клаксон — даже если пешехода это не остановит и он все равно выскочит на дорогу, вы хотя бы привлечете внимание других водителей к аварийной ситуации, а также сами будете готовы остановиться. Но ни в коем случае нельзя останавливаться и жестом приглашать пешехода перебегать дорогу в неположенном месте или на красный. Ведь тот факт, что вы его видите и остановились, вовсе не означает, что человека видит водитель в соседнем ряду. Так произошло год назад в Киеве на проспекте Леси Украинки: Lanos и Aveo остановились на зеленый свет светофора, чтобы пропустить пешеходов. О добром жесте не подозревал водитель крайнего левого ряда и спокойно ехал на разрешающий знак. В результате одного пешехода машина сбила.
ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ РЯДЫ
Пешеход имеет право выходить на проезжую часть, только если убедится в отсутствии опасности для себя и других участников дорожного движения — этого требует п. 4.15 ПДД. Такая юридическая формулировка означает, что пешеход, выходя на дорогу, обязан (!) повернуть голову вначале влево, а затем, дойдя до разделительной полосы — вправо. Нужно убедиться в том, что у каждого водителя, с автомобилем которого вы можете столкнуться, есть возможность увидеть вас и вовремя остановиться. То есть даже если вы ступили на зебру, а автомобиль слева от вас едет со слишком высокой скоростью, лучше остановиться и пропустить его.
Внимание! Отслеживать нужно автомобили во всех рядах. Ведь очень часто на трех-четырехполосных дорогах человек ступает на зебру, автомобили в крайнем правом и среднем рядах останавливаются и он уверенно идет по дороге. Но в крайней левой полосе (наиболее скоростная) водитель может не видеть пешехода и последствия этого весьма печальны.
ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
С точки зрения законодательства водитель и пешеход находятся в неравных условиях — даже если водитель не нарушил ни одного пункта ПДД, но сбил человека, его могут признать виновным в том случае, если у него была возможность избежать аварии. В соответствии с п. 12.3 ПДД Украины при возникновении опасности водитель обязан «...немедленно принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства либо безопасному для других участников движения объезду препятствия». И неважно, по какой причине пешеход появился на проезжей части: даже если он сто раз неправ и в пьяном состоянии выполз на середину дороги, либо выскочил прямо под колеса, все равно водитель должен приложить все силы, чтобы избежать столкновения.
Другое дело, что не было никакой возможности увидеть пешехода, либо водитель увидел его слишком поздно, когда ничего сделать нельзя, — но доказывать свою невиновность очень сложно и долго. Поэтому мы советуем всегда быть начеку. Так, если пешеход стоит у дороги, лучше приготовиться к тому, что он бросится под колеса: достаточно перенести ногу с газа на педаль тормоза (важна каждая доля секунды).