Четвертый день нашего пробега на электромобилях был посвящен исключительно общению внутри коллектива изобретателей и владельцев экологически чистого транспорта. Участники пробега собрались на военной базе, расположенной в крымских горах недалеко от поселка Мухалатка. В уютной и дружественной атмосфере они делились между собой информацией о возможностях рекуперации, устройстве контроллеров и прочих тонкостях создания электромобилей. Все спецы единогласны во мнении, что самое слабое место всех ныне существующих электромобилей – элемент питания.
Именно емкость аккумулятора является главным фактором, влияющим на дальность пробега. В нашем тестовом BYD e6 стоит батарея, позволяющая проехать более 350 км. без подзарядки. Компания BYD является мировым лидером в сфере производства элементов питания. Но, невзирая на столь внушительную дальность пробега, один из самых часто задаваемых вопросов со стороны людей ранее не имевших дело с электромобилями – что делать, если батарея разрядится. Все, кто ежедневно сталкивается с эксплуатацией электромобилей, знают как минимум три варианта решения это проблемы. Мы не знали ни одного, но все же решились на отчаянный шаг и поставили на себе эксперимент. К тому же, нашелся отличный повод – на прошлом месте дислокации, в Ялте, один из наших коллег забыл вещи в гостиничном номере, а мы уже успели доехать до Севастополя.
Навигатор проложил путь длиной 84 километра. Индикатор запаса хода показывал 198 км. Теоретически у нас был зазор в 30 километров. Но нюансы в виде горной местности, тянучек и прочих непредвиденных обстоятельств давали повод усомниться в успехе поездки. И все же мы поехали. По прибытию в место назначения индикатор заряда показывал 98 км. запаса хода. Мы израсходовали больше половины заряда, имевшегося у нас при старте. Фактически мы прошли точку невозврата и осознание этого факта принудило договориться с администрацией гостиницы о краткосрочной аренде розетки. К сожалению, от 220 вольт электромобиль заряжается медленно, но имея выбор между тем чтобы задержаться возле гостиницы и вероятной остановкой на трассе мы, естественно, выбрали первый вариант.
Получив на табло результат в 105 км, мы отправились в обратный путь. Экономная манера вождения и активное использование рекуперации позволили нам добраться до Севастополя имея в запасе 34 километра. Но наш коллега жил на другом конце города – до его гостиницы оставалось 15 километров и мы опять решили рискнуть. В конце концов индикатор заряда показывал ноль, а до нашего места зарядки оставалось еще пару километров. BYD e6 доехал последние два километра «на парах». Уже утром следующего дня бывалые электромобилисты объяснили, что после того как индикатор заряда упирается в ноль, можно проехать еще несколько километров. Производители элементов питания страхуются, занижая показания своих изделий иногда даже до 10%. Собственно это нас и спасло.
На самом деле полностью севший электромобиль мало чем отличается от автомобиля, в котором закончился бензин. Его можно буксировать с помощью троса, можно погрузить на эвакуатор и довезти до места зарядки, можно просто толкать, если силы позволяют. Можно немного протянуть на буксире, включив режим рекуперации. Вот только с канистрой на заправку не пойдешь. А еще электромобиль точно так же, как обычный автомобиль умеет заранее оповещать о необходимости восстановить запас хода.