Качество дорог оказывает прямое влияние на экономическое развитие и конкурентоспособность страны в мировом сообществе. Именно поэтому Украине крайне необходимо нормальное покрытие на магистралях. Об этом заявил Андрас Тимар, профессор Будапештского университета технологий и экономики, международный эксперт по вопросам развития транспортной инфраструктуры во время публичных дебатов Фонда "Эффективное управление", которые состоялись 26 сентября в Киеве.
"В Украине половина дорог в ужасном состоянии. А человек идентифицирует себя в зависимости от условий жизни. Хорошие дороги – это не роскошь, это необходимость для Украины", - добавил Тимар.
Противоположной точки зрения придерживается Саймон Диксон, партнер компании "Делойт", специалист по внедрению и коммерческому управлению комплексными программами превращений. "Я думаю, что тратить много денег на дороги – это роскошь, которую Украина не может себе сейчас позволить", - отметил он. С ним солидарен и Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий, который считает, что Украине, безусловно, нужны качественные дороги. Но на сегодняшний день – это невозможно. "Более важный вопрос, когда Украина будет иметь возможность для хороших дорог. Ответ простой: не сейчас", - отметил Вовк.
Евгений Прусенко, глава Укравтодора, во время дебатов подвергся довольно жесткой критике. Модератору дебатов Марку Магалецкому, главе направления инфраструктуры и энергетики ЕБРР, даже пришлось отметить: "Давайте не превращать дебаты в страшный суд для Укравтодора".
В свою очередь Прусенко рассказал, что ежегодные потери от плохого дорожного покрытия составляют астрономическую сумму – около 20 млрд гривен. "Качественные дороги стоят дорого, но бездорожье дороже. Я не могу построить дороги без копейки денег, но я уверен – для каждого проекта можно найти финансирование", - подчеркнул он.
Кто виноват и что делать
Основной источник финансирования строительства дорог и улучшения качества дорожного покрытия в Украине – это сфера налогообложения. Прямая плата с населения не снимается – за качество дорог мы платим косвенно, через акциз на топливо. Каждый раз, когда человек покупает бензин на заправке, он отдает часть суммы на строительство 170 тысяч км – в идеале качественных – дорог страны. Однако ставка акциза на топливо в Украине ниже, чем в России, Румынии, Бельгии, Франции, Германии и в еще ряде европейских государств, поэтому отчисления – крайне малы. "Думаю, что сумма, которая идет от налогов на бензин – очень маленькая, и в бюджет поступает немного. Но увеличивать налоги политически неправильно, это вызовет общественные протесты", - сказал Диксон.
В Европе, кроме отчислений от акциза на топливо, существует также плата за проезд по отдельным участкам и категориям дорог. "В Европе дороги лучше. Но мы не замечаем одну деталь – там и платят больше. Если мы хотим получить новые дороги, мы должны быть готовы к тому, что нам нужно будет платить", - отметил Вовк.
Однако качество платных дорог в Европе, конечно, не сравнится с украинскими. Получается замкнутый круг – нужны деньги на масштабную реконструкцию покрытия, но у людей брать их не получится, ведь дороги до ремонта находятся в ужасном состоянии. Мнения экспертов сходятся в одном вопросе – Европа не будет давать нам финансирование. "Не рассчитывайте на "подарки" от ЕС на реабилитацию дорожного покрытия. ЕС дает деньги только на те дороги, которые имеют международное значение, значение непосредственно для ЕС", - заявил Тимар.
Европейские эксперты на дебатах предложили внедрять программы государственно-частного партнерства. Но и здесь существуют "подводные камни". Для инвестора любой проект должен быть экономически выгодным, а крупные корпорации трех основных отраслей экономики Украины – металлургия, АПК и химическое производство – просто не заинтересованы вкладывать средства в автомобильные дороги. "Грузопоток этих отраслей происходит не на автомобильных дорогах, а на железной дороге и в портах. Большому бизнесу хорошие дороги не нужны", - подчеркнул Сергей Вовк.
Нужно начинать с прозрачности
Специалисты нашли общий язык лишь в том, что люди должны знать, куда и как поступают средства. Из какого источника они поступают, пока не является главным вопросом. "Вопрос в том, как использовать деньги официально, прозрачно", - отметил Саймон Диксон.
"Прозрачность – сколько денег всего собрано в стране, как и куда они направляются – это важно", - добавил Андрас Тимар.
Сергей Вовк тоже считает, что украинцы должны осознавать: качественные дороги не могут быть бесплатными. По его мнению, наши граждане готовы платить, но они желают знать, куда направляются их деньги. Позицию эксперта подтвердила и реплика из зала во время дебатов, которая завоевала поддержку громкими аплодисментами. "Когда же Укравтодор или местные автодоры начнут публиковать тендерную документацию? За 2 часа, что мы тут сидим, вы ни разу не произнесли главное слово – коррупция", - отметил Андрей Черников, основатель нашумевшего движения в соцсети "Я ненавижу Укравтодор".
При этом вопрос о том, как победить коррупцию и создать систему прозрачного использования средств – это бич не только дорожно-транспортной инфраструктуры, но и практически любой сферы экономики Украины. И, возможно, эксперты не выработали конкретного плана действий для страны в вопросе качественных дорог именно потому, что проблема – в прозрачности оборота денежных средств, а решить ее слишком непросто.