Последние годы в Украине развивается новая мода: люди переделывают старые автомобили. Пришло к нам это хобби из западных стран. Народные умельцы меняют как внутренности авто, так и их внешний вид: ставят новые двигатели, срезают крыши и прочее. Новое движение именуют кастомайзингом (с англ. «кастом» — сделанный на заказ), а мастеров — кастомайзерами. Благодаря им транспорт, который должен гнить на кладбище старых автомобилей, обретает вторую жизнь и новый облик.
МАСТЕРСКАЯ МЕЧТЫ. Крымчане Дмитрий Желанкин и Алексей Пляшко 6 лет занимаются строительством автомобилей по индивидуальным проектам. Началось все с того, что Дмитрию подарили два авто марки «Победа». «Мне захотелось одной из них отрезать крышу, — вспоминает он. — Срезали крышу — поняли, что можем сделать больше. Постепенно приобрели нужное оборудование. Сейчас у нас команда из восьми человек и два кастом-ателье: в Ялте и Севастополе. Последнее в городе называют «мастерская мечты». А через пару лет планируем открыть музей — а-ля «Советская классика глазами кастомайзера».
Первая и пока единственная машина, сделанная ребятами с нуля, называется Shark (с англ. — акула). «Делали мы ее долго — 3,5 года, поскольку многому учились на своих ошибках, только дизайн переделывали четыре раза. Результатом остались довольны, — говорит Желанкин. — В «Акуле» все продумано: двери закрываются одним пальчиком, а багажник открывается автоматически. Металлический кузов сделали сами, а двигатель взяли от «Мерседеса». Сейчас, по оценкам мастеров, она стоит около 80 тыс. долларов, но они ее не продают.
ИЗ МИЛИЦИИ — В АВТОТЮНИНГ. Дизайнер-конструктор Алексей Пляшко учился всему сам, у него нет соответствующего образования. «Я 10 лет работал в налоговой милиции. Но со временем понял, что это не мое, — говорит мужчина. — Вдохновился передачами об автомобилях, заинтересовался тем, как машины переделывают за рубежом. Захотел построить нечто подобное. Со службы ушел в тот же день. Жена переживала: «А чем ты займешься? А сколько будешь зарабатывать?», но успокоилась, когда увидела, как я счастлив, занимаясь любимым делом».
Как в любой сфере, ручная работа высоко ценится. «Человек приходит к нам со своей мечтой, а мы пытаемся ее реализовать, — говорит Алексей. — Например, чтобы автомобиль по-своему «рычал», имел эксклюзивный дизайн или был полностью автоматизирован. Все это мы можем сделать».
На строительство одного авто у ребят уходит около года, учитывая, что кузов они делают самостоятельно. А вот сердце будущих шедевров берут от серийных машин. В зависимости от того, тюнинг это или фулкастом (полностью сделанный вручную), авто будет стоить от $15 000 до $80 000.
Техно-арт своими руками
У команды Дмитрия и Алексея безотходное производство. Те детали, которые им не пригодились в строительстве, ребята используют для техно-арта (скульптуры из подручных средств). У них уже есть мотоциклист с двигающимися руками, железный динозавр, кузнечик, играющий на скрипке, и даже Эйфелева башня.
Улыбчивые кофейбусы
4 года назад киевлянин Вадим Навроцкий решил дать вторую жизнь старым, списанным автобусам марки ЛАЗ. «Любовь к этим улыбающимся автобусам с круглыми мордахами у меня была с детства. Их остались единицы. Мы, можно сказать, сохраняем историю», — улыбается Вадим.
Эти «улыбающиеся» автобусы чаще всего киевлянин ищет на металлобазах. На «реинкарнацию» уходит 4—6 месяцев. Вадиму помогают и молодежь, которая любит моделировать, и дедушки, которые в свое время ездили на таких автобусах. «Они все знают об этих машинах и, что самое главное, — вкладывают в них часть своей души! Сделанные их руками автобусы заводятся легко, — говорит Вадим. — А однажды приехал я со своим лазиком к дедушкам в автопарк. Они долго стояли, раскрыв рты. У одного даже слезы на глаза навернулись. Подошел к ЛАЗу — и стал по фаре гладить. Оказалось, он всю жизнь на таком ездил. Когда бы он еще увидел такой «привет» из прошлого?»
Но по дорогам таких бусов ездит мало, ведь техника старая. Потому Навроцкий сделал из них кофейбусы, главная задача которых — поить людей кофе и радовать их. Больше всего облюбовали веселые автобусы дети, которые, заходя внутрь, сразу бегут к рулю. Сегодня у киевлянина 7 кофейбусов, которые приносят деньги. Один из них особо ценен. «Точно на таком же автобусе ехал Гагарин в свой первый полет, их осталось всего два на территории бывшего Союза, — говорит мужчина. — Я его снаружи восстановил под оригинал, даже ничем не оклеивал. Вообще, за границей даже запрещено такие раритетные авто вывозить, а у нас они сгнивают и становятся металлоломом. Вот и стараюсь спасти то, что еще осталось».
ЗИЛ переделал в ретрогонку
Одессит Сергей Садовник по образованию инженер, долго работал на производстве металлоконструкций. С детства интересовался американскими авто 1950 годов. Ради эксперимента решил создать что-то подобное. «В детстве я много времени проводил с отцом, который состоял в клубе любителей старой техники, мне не составило большого труда построить машину из советских комплектующих, — говорит Сергей. — Тем более что в интернете — множество информации по данной теме».
На создание своей ретромашины Сергей потратил год. Использовал детали советского автомобиля ЗИЛ 157, но руководствовался классической схемой строительства американских машин 1950 годов. «Если бы не железный занавес, такие авто могли бы делать и в СССР», — убежден мужчина.
ЗИЛ 157 Железная Голова, созданная Сергеем Садовником, предназначена только для гонок. Подобные проекты в США именуют «хот-родами». «Во время сухого закона в обычные авто американцы вставляли более мощные моторы и так могли уходить от полиции. А теперь это стало спортивным творчеством», — объясняет одессит. По словам Сергея, окружающие очень неадекватно реагируют на необычные авто. «Когда я свой ЗИЛ перевозил на эвакуаторе, люди начали подходить, ставить детей на крышу, фотографироваться, — негодует мужчина. — Это же не цацка! На «Лексус» же никто детей не ставит!»
Обновленный ЗИЛ одессита получил признание в Америке. На выставке это был единственный проект из Украины. Аналогов ему нет во всем мире. «Везти такие машины из США получается дороже, чем строить на месте, — говорит мужчина. — Да и стереотип — за границей делают лучше — уже не актуален. Моя машина оказалась намного качественнее американских хот-родов!»
В 7 лет сделал первый картинг
В раннем детстве Виталий Бондарь из Мариуполя построил тележку на колесах, а уже в 7 классе — первый картинг. «Я тогда занимался в секции картинга. И у нас был вечный дефицит с машинками, — говорит мужчина. — Не долго думая, создал чертежи и построил по ним машинку. А после школы сделал первое багги (легкий внедорожник для езды по песку и бездорожью. — Авт.). Потом начал строить машины для автокроссов по багги».
За 15 лет Виталий с командой построили более 100 мини-багги (детские автомобили, похожие на «взрослые» гоночные автомобили, но с более слабыми двигателями. — Авт.). Раньше и сам принимал участие в гонках, но последние 10 лет занимается обучением детей и подготовке к соревнованиям. «Старшая дочка покаталась и перестала, а младшая серьезно занималась. Первый раз приняла участие в соревнованиях в 8 лет», — гордится Виталий своей дочерью. На создание мини-багги уходит месяц-полтора, а на взрослый — до 8 месяцев. Стоимость от $2500 до $5000.