Стоимость проезда в харьковских маршрутках неуклонно растет. На днях цены на билеты выросли сразу на четырех маршрутах, которые обслуживают Баварию и Салтовку.
Теперь за поездку в 303-й маршрутке, которая курсирует от ст. метро «Научная» до Баварии, придется выложить 3 грн, хотя еще недавно этот маршрут считался едва ли не самым дешевым — пассажиры платили всего 2,25 грн. Подорожал проезд и в 238-й маршрутке (возит пассажиров от ст. метро «Исторический музей» до пр-та Ильича), здесь на билет накинули 50 коп. Стоимость проезда здесь также 3 грн.
Меньше всего — 25 коп. — прибавили в цене перевозчики, которые обслуживают 54-й (ст. метро «Героев труда» — ул. Дружбы народов) и 41-й (ст. метро «Героев труда» — ул. Натальи Ужвий) маршруты. Перевозчики уверяют, что все согласования в мэрии прошли еще весной, а накинуть цену раньше мешали конкуренты.
«По нашему маршруту, где ездит 303-й автобус, работает еще один перевозчик, — рассказали нам в компании-перевозчике. — Весной конкуренты начали специально занижать цену. Если бы мы в это время подняли стоимость проезда, то потеряли бы клиентов и оказались в убытке, поэтому, несмотря на временные потери, пришлось держать низкую цену. И только когда конкуренты сменили ценники в сторону увеличения, то же самое смогли сделать и мы».
Пассажиры к подорожанию оказались не готовы, поэтому предпочитают ходить пешком. «Мне ехать всего три остановки, но платить 3 грн. я пока не готова. Казалось бы, 75 коп. — небольшая сумма, но за месяц набегает больше 40 грн., пока хорошая погода, буду ходить пешком», — сетует инструктор по фитнесу Анастасия.
АЛЬТЕРАНАТИВА. Для тех, кто не готов платить за подорожавший проезд, есть возможность ездить всего за 50 коп., правда без удобств. Мы отыскали десяток социальных маршрутов, где, независимо от статуса и достатка, все пассажиры платят всего полгривни (см. иллюстрацию). Правда, для того, чтоб прокатиться с ветерком автобус приходится ждать 15 минут, а то и целый час.
«Я езжу на 15-й маршрутке, уже привыкла, что автобус отправляется от Центрального рынка каждые полчаса, поэтому подхожу как раз к отправлению. Иногда ехать приходится, как селедке в банке, — все стараются подоспеть на этот автобус, зато практически бесплатно», — рассказывает студентка Виктория Шаломова.
Если пассажирам социальные автобусы в радость, то перевозчики от такой нагрузки не в восторге, ведь получили по одному-два маршрута в довесок по условиям тендера. «От этих маршрутов нужно избавляться, это пережиток советских времен, — говорит глава ассоциации автоперевозчиков Николай Шевченко. — Эти маршруты не окупают даже топливо. В конечном итоге расходы на содержание этих маршрутов ложатся на плечи пассажиров других — не социальных маршрутов».