В Украине хотят ужесточить требования к автобусным и грузовым перевозкам. Как стало известно "Ъ", в Министерстве инфраструктуры разработали законопроект "Об автомобильном транспорте" и планируют обязать перевозчиков оборудовать автобусы тахографами, ограничителями скорости и ремнями безопасности. В компаниях жалуются, что далеко не все машины можно переоборудовать. Чтобы окупить затраты на переоснащение, перевозчики добиваются введения свободного тарифообразования, что может привести к подорожанию их услуг.
В этом году может быть принят новый закон "Об автомобильном транспорте" — это предусмотрено в национальном плане действий на 2013 год по внедрению программы экономических реформ президента Виктора Януковича на 2010-2014 годы. Документ уже разрабатывают в Министерстве инфраструктуры — "Ъ" располагает копией последней редакции проекта. Закон планируется утвердить до конца лета.
Существующие правила работы на рынке автоперевозок должны быть дополнены нормами, принятыми в ЕС, отмечается в документе. В частности, речь идет об усилении мер безопасности перевозок пассажирским и грузовым автотранспортом. Так, ремнями безопасности пассажиров и водителя должны быть оборудованы все автобусы, кроме работающих на городских и пригородных маршрутах. В законопроекте также содержатся требования относительно использования шин в зимний период и в случае выполнения рейсов по горным дорогам либо дорогам с постоянным образованием гололеда.
Предусмотрено, что устройства ограничения скорости должны быть у грузовых автомобилей (с полной массой свыше 3,5 т и датой первой регистрации в Украине после 1 января 2008 года), автобусов (с датой первой регистрации в Украине после 1 января 2008 года) и автобусов специализированного назначения, предназначенных для перевозки школьников. Благодаря этим устройствам максимальная скорость грузовых автомобилей не должна превышать 90 км/ч, автобусов — 100 км/ч, а автобусов для перевозки школьников — 70 км/час. Ограничители не обязательны в общественном и коммунальном транспорте, в автобусах с конструкционной максимальной скоростью менее 100 км/ч и грузовиках с максимальной скоростью менее 90 км/ч. Правила не распространяются на машины вооруженных сил, гражданской обороны, организаций по поддержанию общественного порядка, пожарных подразделений и других служб экстренного вызова.
В законопроекте запланировано и обязательное внедрение тахографов — устройств для контроля и регистрации скорости движения, пробега автомобиля, периодов труда и отдыха экипажа. Такие устройства должны быть у перевозчиков, работающих на нерегулярных и регулярных специальных пассажирских маршрутах, а также на регулярных пассажирских междугородных автобусных маршрутах протяженностью 50 км и более. Грузовики должны иметь тахографы в случае перевозки опасных грузов, а также грузов полной массой от 3 т.
Автобусы перевозчиков, работающих на международных маршрутах, уже частично оснащены ограничителями, ремнями безопасности и тахографами. "Иначе у нас были бы проблемы с лицензиями в ЕС",— говорит глава правления компании "Львов-Интуртранс" Василий Попович. Заместитель директора департамента по безопасности Мининфраструктуры Николай Горбаха отмечает, что тахографы предусмотрены и для перевозчиков внутри Украины, однако эти нормы содержатся в подзаконных актах, выполнение которых не контролируется должным образом. "Президент поручил ввести эти нормы в закон прямого действия",— объяснил господин Горбаха.
В законе должна быть предусмотрена ответственность за невыполнение правил безопасности. В последней редакции законопроекта сказано, что отсутствие тахографа или его отключение должно наказываться штрафом в размере 50 не облагаемых налогом минимумов, то есть 850 грн, а отсутствие ремней безопасности и ограничителей скорости — 100 необлагаемых минимумов, или 1700 грн.
Закон "Об автомобильном транспорте" предполагает не только новые нормы безопасности. Однако перевозчиков больше всего волнует именно этот аспект, говорят во Всеукраинской ассоциации автомобильного транспорта (ВААП). "Против ограничителей и тахографов особенно выступают грузовые перевозчики, которые привыкли превышать скорость на трассе. От этого зависит скорость доставки груза и, соответственно, количество рейсов",— отмечает координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Александр Кава.
Вице-президент ВААП Владимир Вакуленко оценивает общий автобусный парк в Украине в 56-60 тыс. единиц. Около 35% из них — старые автобусы наподобие ЛАЗа, которые невозможно переоборудовать в соответствии с правилами. "Украинские заводы сейчас выпускают новые автобусы, также не оснащенные тахографами и ремнями безопасности, поэтому эти затраты перекладываются на плечи перевозчиков",— добавляет он.
Переоборудование автопарка обойдется компаниям недешево. Стоимость тахографа составляет около 6,5-11 тыс. грн, комплекта ремней безопасности — 5-10 тыс. грн. Учитывая конкуренцию с нелегальными перевозчиками, для компаний это может оказаться непосильной задачей, считает эксперт. "Компании, действующие без лицензий, отбирают у нас доход. При этом тарифы законопослушных перевозчиков регулируются областными госадминистрациями",— отметил господин Вакуленко. По его оценкам, перевозка пассажиров может быть безубыточной при тарифе от 34 коп./км пути, тогда как в некоторых областях она установлена на уровне 16-18 коп./км.
В ВААП говорят, что ведут переговоры с министерством и лоббируют внедрение свободного тарифообразования и механизмов защиты рынка от нелегальных перевозчиков. "Ежедневно в Украине автобусы перевозят 4-5 млн человек. И многие пассажиры пользуются услугами "нелегалов", которые не соблюдают элементарных мер безопасности и не несут ответственности за пассажиров. Автотранспорт в 14-15 раз опаснее авиационного",— отмечает Владимир Вакуленко. Василий Попович из "Львов-Интуртранс" считает, что компании должны также получить льготы при ввозе импортных автобусов, которые будут оборудованы по всем необходимым правилам: "Из-за акцизного сбора, НДС и ввозных пошлин стоимость машин возрастает на 37%".
Источник "Ъ", знакомый с планами Министерства инфраструктуры, говорит, что пока неизвестно, будут ли в законе предусмотрены какие-либо меры, о которых заявляют в ВААП. "С тарифами, безусловно, нужно что-то делать. Но и компромиссов в вопросе безопасности пассажиров быть не может, ведь в случае резонансных ДТП чаще всего компенсации пострадавшим выплачивает государство, а не перевозчики, у которых обычно на это нет денег",— отмечает собеседник "Ъ".
По данным Госавтоинспекции, за 8 месяцев 2012 года в Украине зарегистрировано 978 ДТП с пострадавшими с участием водителей автобусов всех форм собственности. В этих ДТП погибли 198 человек и 1786 человек травмированы. Основными причинами аварий являются нарушение водителями автобусов правил маневрирования (39,5% всех ДТП), несоблюдение дистанции (20,5%), превышение безопасной скорости движения (15,9%) и нарушение правил проезда перекрестков (6, 9%).
Елена Синицына