Глава Минэнерго Юрий Бойко объявил, что его ведомство обратится в правоохранительные органы с просьбой привлечь к ответственности нефтетрейдеров, спекулирующих на рынке топлива и завышающих цены. По словам министра, есть несколько трейдеров, которые не придерживаются ценового коридора (до 9,95 грн./л) и «наваривают» на растущей цене нефти. «Пока из Минэнерго обращений к нам не поступало, — сказал «Сегодня» начальник отдела по связям со СМИ Генпрокуратуры Юрий Бойченко. — В подобных случаях назначается доследственная проверка. Если усматриваются признаки состава преступления (например, злоупотребление служебным положением, превышение полномочий, мошенничество), возбуждается уголовное дело». Другой источник в ГПУ, пожелавший сохранить инкогнито, сообщил нам, что «следователи тоже ездят на машинах, а за ценами на бензин не поспеет никакая зарплата. «Так что и у нас на этих трейдеров приличный зуб», — признался источник.
Действительно, цены на АЗС сейчас растут ежедневно на 5—10 коп./л (А-95 продают даже по 10,3—10,4 грн.), но эксперты нефтерынка утверждают, что цены экономически обоснованы (мол, нефть в мире все дорожает), а давление Минэнерго приведет к возникновению дефицита бензина, как в России, где на трейдеров попытались надавить. Директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн отмечает, что наш А-95 стоит в опте 9,70 грн./л, импортный — 9,90 грн./л: «С учетом наценки в 5%, покрывающей логистику, стоимость на колонке без прибыли оператора в мае будет 10,20—10,40 грн./л, с 1—2%-ной прибылью — 10,30—10,60». Эксперт Валентин Землянский говорит, что если снизить издержки (например, убрать операторов-«пистолетчиков» на АЗС), то можно уложиться в 9,95 грн./л, пока не подешевеет нефть: «Кроме того, трейдеры могут поднять цены только на премиальные сорта».