Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности, запасы бензина на складах украинских нефтеперерабатывающих заводов по состоянию на 20 июня составили 34,5 тыс. т, что является минимальным уровнем за последние два года. По данным Консалтинговой группы А-95, это в три раза меньше среднего уровня запасов с начала 2011 года.
Так, запасы низкооктанового бензина А-76/80 составили 4,7 тыс. т, бензина А-92 – 21,3 тыс. т, бензина А-95 – 8,6 тыс. т. При этом, по данным Госкомстата, потребление бензина в июне этого года за последние два года составляет в среднем 400 тыс. т. Соответственно, заводских запасов хватит на три дня национального потребления, тогда как традиционным для отрасли является декадный – двухнедельный запас, пишет ЛIГАБiзнесIнформ.
"Беспрецедентно низкие запасы на НПЗ объясняют причину ресурсной недостаточности, а в отдельных регионах – очевидного дефицита высокооктанового бензина, который прослеживается с начала месяца", – отметил директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. По его мнению, свидетельством дефицита предложения отечественного бензина является продажа НАК Нафтогаз Украины с пятой попытки своих ресурсов на аукционе 22 июня т.г., несмотря на достаточно жесткие условия торгов.
Согласно исследованию А-95, причиной значительного сокращения запасов на НПЗ является массированный экспорт бензинов А-92 и А-95 в Российскую Федерацию. В частности, по данным Гостаможслужбы, экспорт бензина А-92 производства ЧАО ЛИНИК (Лисичанский НПЗ, принадлежит ТНК-ВР) в мае т.г. составил 89,6 тыс. т, бензина А-95 – 10,9 тыс. т. Это составляет 75% от майского объема производства бензина данным НПЗ, на который в мае пришлось более половины национального производства нефтепродуктов. Согласно данным Гостаможслужбы, крупнейшими получателями лисичанского топлива в мае т.г. стали компании из Курской, Ростовской, Калужской, Тульской, Орловской областей и Краснодарского края.