В Украине больше не выдают водительские права с чипами, о введении которых автоинспекция заявляла весной. Об этом «Сегодня» сообщил начальник ГАИ Украины Владимир Астапкович. «Да, выдача таких удостоверений приостановлена», — сказал он. Как пояснили нам в Департаменте ГАИ, после многочисленных обращений граждан, в том числе и в Кабмин, выдача чипированных удостоверений приостановлена спецпостановлением правительства на неопределенный срок. Главной и единственной претензией жаловавшихся водителей стала дороговизна новых «корочек»: за них нужно было выложить не 198 грн, как за обычные, а почти 250. «Выдача была приостановлена в июне после обращений граждан. Мы пошли навстречу. То есть возобновились постановления, которые раньше были отменены, и документы с чипами сегодня не применяются. Мы вернулись к старым образцам», — прояснил ситуацию главный инспектор Департамента ГАИ МВД Украины Вячеслав Шмелев. В автоинспекции не исключают, что правительство вернет права с чипами, но когда — не знают. Стоить они, вероятно, будут ненамного дороже обычных, а возможно, как предполагают гаишники, и наравне с привычными. «Есть информация, что цена новых бланков увеличиваться не будет, а среднестатистическому водителю все равно, будут его права с чипом или без. Есть и другая сторона: права с чипом — это прогрессивный подход, они удобнее для инспектора, который сможет считать информацию с прав картридером и увидеть сразу все данные о водителе», — пояснил нам Шмелев. А водитель и адвокат Алексей Святогор произошедшее прокомментировал радикально: «Водители подавили революцию в ГАИ».
АТАКУЮТ МРЭО. Тем временем у водителей и без чипованных документов проблем хватает. «Сегодня» побывала в одном из крупнейших МРЭО страны — на улице Туполева в Киеве. С самого утра здесь две очереди, всего около ста человек, основательно подготовившихся к длительному ожиданию: многие принесли с собой бутерброды, у некоторых была холодная минералка. Водители признаются, что согласны на любые документы, лишь бы получить. «Я сдал экзамены в начале мая, на 25-е число мне назначили получение. Я пришел, выстоял очередь, но сказали прийти через две недели — нет бланков, потому что нет поставок с завода, который их производит. Я приходил пять раз, и все без толку. Уже шестой раз здесь, очень хочется сесть за руль, и мне все равно, какие будут права — с чипом или без», — рассказал нам Александр. «Мой знакомый приезжал, начиная с марта, ему отвечали, что нет бланков», — говорит стоящий в очереди Максим Ващук. «А мы с другом стоим обменять советские права на новые. Приехали и узнали, что записываться сюда начали с 5:00 утра, а тот, кто приехал к 9:00, был уже 66-м по счету. Надо, чтобы больше окошек было», — жалуется стоящий в очереди пенсионер. В ГАИ говорят, что в целом по стране дефицита нет, а эту проблему называют локальной. «Наверное, в этом МРЭО большой наплыв людей», — сказал нам спикер ГАИ Александр Зубенко.
Отдыхающие в тени дальнобойщики тем временем рассказали, что права с чипами хоть и дороже, но им нужны именно такие. «Некоторые европейские полицейские предъявляют претензии: мол, у тебя неправильные права на перевозку опасных грузов. Для меня чип не был бы лишним, хоть и дороже обычных прав», — считает дальнобойщик Михаил.
А пока у МРЭО был дефицит бланков, появились «решалы», которые за $300—700 предлагают водителям быстро получить новую категорию либо новые права. «У меня знакомые в МРЭО, поэтому помочь — не проблема», — ответил нам один из таких «помощников», разместивших объявление о своих услугах в интернете. «Такие «помощники» могут оказаться мошенниками», — предупреждают в ГАИ.