В Украине провели независимый тест моторных масел

В Украине провели независимый тест моторных масел

25 вересня 2019
10

С января 2018 года открылась новая страница в сфере сертификации – была отменена государственная система сертификации УкрСЕПРО. Фактически, это значит, что она стала не обязательной, а добровольной.

С одной стороны, это европейская практика - когда не государство, а рынок регулирует качество продукции. Такой подход позволяет производителю/представителю акцентировать внимание потребителя на конкретных характеристиках своей продукции, а не загонять себя в рамки государственных норм и требований.

Как изменилось качество моторного масла и изменилось ли после отмены госсистемы сертификации в Украине, выяснил Институт потребительских экспертиз. Для испытаний в лабораторных условиях было выбрано 10 моторных масел 5W-40 различных брендов в разной ценовой категории.

Цель эксперимента – проверить моторные масла на соответствие заявленным характеристикам и определить, какие из них могут считаться лучшими на украинском рынке.

Какие масла проверяли

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ МАСЛА

ОБЪЕМ, л

ЦЕНА, грн

1

Castrol EDGE SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3)

4

955

2

XADO ATOMIC OIL SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4)

4

846

3

ELF Evolution 900 SXR SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4)

4

618

4

Mobil Super 3000 X1 SAE 5W-40 (API SN/SM ACEA A3/B4)

4

635

5

Shell HELIX HX7 SAE 5W-40 (API SN ACEA A3/B4)

4

639

6

LIQUI MOLY Top Tec 4100 SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3)

4

897

7

NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+
(API SN/CF/EC, ACEA C3, A3-B4)

4

750

8

ARAL High TRONIC SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3)

4

731

9

ZIC SK X9 LS 5W-40 (API SN ACEA C3, A3/В3/B4)

4

660

10

Kroon-Oil Emperol SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4)

4

542

Из 10 образцов, ровно половина (Castrol, Liqui Moly, Nanoprotec, Aral и ZIC) классифицируются как ACEA C3. Если кратко, в таких маслах меньше содержания серы и фосфора и сульфатной золы, чем в маслах категории A3/B4 (буквы «А» и «В» определяют тип двигателя – для бензинового или дизельного). Масла с допуском ACEA C3 предназначены для автомобилей экологического класса не ниже Евро 4 и совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.

Обратите внимание: нельзя использовать для новых автомобилей масла более раннего поколения, чем предусмотрено производителем. То же касается и использования масел нового поколения в старых авто. Перед покупкой, необходимо посмотреть руководство по эксплуатации и/или проконсультироваться со специалистами, чтобы требования и допуски соответствовали конкретному автомобилю.

Как проводился эксперимент

Исследования качества моторных масел проводились в испытательном центре НИИ «МАСМА» в Киеве, одном из наиболее авторитетных учреждений в этой сфере.

Каждый образец проверяли на базовые физико-химические свойства, после чего были проведены лабораторно-стендовые методы исследования. Последние позволяют сымитировать использование масел в реальных условиях, включая наиболее экстремальные.

Подробнее о методике проведения экспериментов и стендовых испытаниях, смотрите видео:

Проверка моторного масла

Физико-химические испытания

По основным физико-химическим свойствам все 10 масел успешно прошли лабораторную проверку. Абсолютно все образцы соответствуют нормам и отвечают заявленным характеристикам.

отс* - Отсутствие 

Наимен. показат., ед. изм.

НД на
методы исслед.

CAST
ROL

XADO

ELF

MOBIL

SHELL

LIQUI MOLY

NANO
PROTEC

ARAL

ZIC

KROON-OIL

Вязкость кинемат. при 100 °С, мм?/с

ДСТУ ГОСТ 33-2003

12,86

14,13

14,71

13,30

14,83

13,88

13,13

14,18

13,20

14,15

Вязкость кинемат. при 40 °С, мм?/с

ДСТУ ГОСТ 33-2003

76,01

84,96

91,41

81,77

92,87

87,54

80,13

87,70

78,42

87,36

Индекс вязкости

ДСТУ ГОСТ 25371:2006

171

172

168

165

167

163

166

167

171

168

Щелочное число,

мг КОН на
1 г масла

ДСТУ 5094:2008

5,64

8,56

9,10

9,07

9,26

6,93

6,61

6,34

5,60

8,16

Щелочное число,

мг КОН на
1 г масла

ISO 3771-2011

7,30

11,10

10,20

10,01

10,70

7,7

7,50

7,80

7,6

10,6

Кислотное число,

мг КОН на
1 г масла

ГОСТ 11362-76

1,60

2,54

1,88

1,86

2,22

1,73

1,50

1,80

1,76

3,25

Темп. вспышки в открытом тигле, °С

ISO 2592-2000

234

232

238

230

234

234

 

242

232

234

238

Темп.

застывания, °С

ГОСТ
20287 -91

-38

-42

-38

-40

-50

-42

-42

-45

-40

-36

Зольность сульфатная, %

ДСТУ ГОСТ 12417:2006

0,8

1,37

1,07

1,0

1,2

0,80

0,80

0,80

0,80

1,28

Массовая доля мех. примесей, %

ГОСТ
6370-83

отс*

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

Массовая доля воды, %

ГОСТ
2477-65

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

Плотность
при темп. 20°С, кг/м?

ГОСТ
3900-85

848,4

851,5

848,7

850

839,9

848,9

846,4

848,5

845,4

850,9

Массовая доля кальция, %

ГОСТ 13538-68

0,220

0,350

0,270

0,250

0,300

0,200

0,23

0,190

0,210

0,320

Массовая доля цинка, %

ГОСТ 13538-68

0,090

0,120

0,100

0,100

0,115

0,090

0,080

0,095

0,090

0,130

Массовая доля фосфора, %

ASTM D 1091-2005

0,085

 0,114

 0,095

 0,095

 0,109

 0,085

 0,076

 0,090

 0,085

 0,123

Нормы согласно европейской классификации АСЕА:

Для категории А3/В4:

Общее щелочное число не меньше 10,0 мг КОН/г, сульфатная зольность от 1,0 до 1,6 %.

Для категории С3:

Общее щелочное число не меньше 6,0 мг КОН/г, сульфатная зольность не более 0,8 %.

Стендовые испытания

Согласно результатам стендовых испытаний, масла трех производителей не прошли проверку коррозионности на пластинках из свинца. Отметим - предохранение деталей двигателя от коррозии является одним из важных назначений моторного масла. Излишнюю коррозионную активность показали масла Castrol, Kroon-oil и Xado.

Коррозионность масел

отс* - Отсутствие 

Наимен. показат., ед. изм.

НД метод исслед.

CASTROL

XADO

ELF

MOBIL

SHELL

LIQUI
MOLY

NANO
PROTEC

ARAL

ZIC

 KROON-OIL

Корроз на пласт из свинца, г/м2

ГОСТ
20502-75

7,1*

20,5*

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

15,7*

* - отсутствие коррозионности до 5 г/м2.

Индукционный период осадкообразования

В данном случае – характеризует окисление масла в объеме, а именно если массовое содержание осадка меньше 0,5 %, то данное масло успешно прошло испытание и характеризует его хорошие антиокислительные свойства.

Также, хорошие антиокислительные свойства характеризуются незначительными изменениями относительной вязкости и кислотного числа. По этим параметрам лучшим оказалось масло Nanoprotec. На втором месте Shell, а замыкает тройку лидеров Kroon-Oil. Худшие результаты по двум параметрам - у Xado.

выд* - Выдерживает

Наимен.
показат.,

ед. изм.

НД
метод испыт.

CASTROL

XADO

ELF

MOBIL

SHELL

LIQUI

MOLY

NANO

PROTEC

ARAL

ZIC

KROON

-OIL

Стабильн.
по индукц.
периоду
образов.
осадка в
течение
40 часов
(масс. доля осадка)

 

Относит.

изменен.
вязкости, %

 

Кислотн.
число,
мг КОН/г

 

 

 

 

ГОСТ
11063-77

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 


ГОСТ
11362-76

 

 

 

 

выд*
(0,011%)

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

3,52

 

 

 

 

выд

(0,024%)

 

 

 

 

 

 

 

39

 

 

 

 

7,35

 

 

 

выд

(0,013%)

 

 

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

6,84

 

 

 

выд
(0,034%)

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

6,30

 

 

 

выд

(0,015%)

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

4,20

 

 

 

выд

(0,012%)

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

3,20

 

 

 

выд

(0,010%)

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

3,02

 

 

 

выд

(0,012%)

 

 

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

3,35

 

 

 

выд
(0,011%)

 

 

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

3,40

 

 


выд

(0,02%)

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

5,20

Трибологические характеристики на ЧШМ при 20±5°C

Эти испытания проводились на четырёхшариковой машине трения с целью определения критической нагрузки, показателя износа и индекса задира, в конечном итоге, для оценки смазывающих свойств масел. В данном случае образцы нужно оценивать в совокупности по трем параметрам с разделением масел по классу.

Класс ACEA C3

  1. Liqui Moly
  2. Nanoprotec
  3. Aral
  4. Castrol
  5. ZIC

Класс A3/B4

  1. Elf
  2. Shell
  3. Kroon-Oil
  4. Mobil
  5. Xado

Наимен.

показат.,
ед. изм.

НД
метод испыт.

CASTROL

XADO

ELF

MOBIL

SHELL

LIQUI MOLY

NANO
PROTEC

ARAL

ZIC

KROON

-OIL

Смазочные свойства

на ЧШМ машине
при темп. (20±5) °С:
- показат. износа (Дз) (196 Н, 1 час.), мм

ГОСТ 9490

0,33

 0,30

 0,30

 0,38

 0,27

 0,28

 0,30

 0,30

 0,54

 0,28

Смазочные свойства
на ЧШМ машине
при темп.(20±5) °С:

- критич. нагрузка
(Рк), Н

ГОСТ 9490

921

 784

 1166

 1039

 1098

 1098

 1098

 980

 921

 1098

Смазочные свойства
на ЧШМ машине

при темп. (20±5) °С:

- индекс задира, Н

ГОСТ 9490

 412

 444

 487

 491

 502

 501

 474

 503

 409

 498

Цвет с
развед
ением
15:85,
ед. ЦНТ

ГОСТ 20284-74

1,0

1,0

1,0

1,5

1,5

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Результаты проверки моторного масла

Какое масло самое лучшее, однозначно сказать сложно. Скорее, правильно сформулировать так – какое моторное масло лучше, а какое - хуже. При этом важно не забывать про ключевые характеристики, наиболее важные для моторного масло:

  • Вязкость (реологические характеристики)
  • Смазывающие свойства
  • Антиокислительные
  • Антикоррозионные
  • Моющее-диспергирующие
  • Энергосбережение (экономия топлива)

Для отечественного потребителя немаловажным фактором в пользу выбора того или иного масла является цена. Причем, как показывают результаты исследований, высокая стоимость не гарантирует соответствующее качество. Так, если посмотреть на итоги теста масел и цены, имеем парадоксальную картину – в Украине можно купить моторное масло среднего ценового сегмента, которое находится в высшей линейке качества.

Результаты исследований моторного масла

Какое моторное масло самое лучшее?

Выбор масла для своего автомобиля по бренду и/или цене не всегда гарантирует качество. В то же время, как показывают испытания, стоимость ниже средней по рынку тоже должна насторожить. Резюмируя, остается выделить масла 3 брендов из категории С3, исследования которых показало наивысший уровень качества: Nanoprotec, Aral и Liqui Moly. По оценке физико-химических свойств и результатам стендовых испытаний с учетом цены, стоит выделить NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+, как оптимальное масло по соотношению цена/качество класса ACEA C3.

Материал предоставлен "Институтом потребительских экспертиз" (г. Киев)

Подробнее о результатах теста, методике проведения исследования, акредитации лаборатории, где проводились исследования, читайте на сайте Института потребительских экспертиз.

Джерело: Институт Потребительских Экспертиз

Обговорення новини

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
Petlurayb  

Почему в тестирование не включили масло Азмол ВР, по качеству оно не уступит, а может и превзойдёт все перечисленные вами бренды, вам кажется ,что в Украине нет своих хороших масел???

+3-6ВІДПОВІСТИ  
Sergey_1983  

Petlurayb, Здесь много кого не упомянули. На сегодняшний день в Украину завозят более сотни брэндов масел. Взяли десяток который люди знают или хотя бы слышали. Что бы вы понимали масштабы :
1-9: 76 LUBRICANTS, 77 LUBRICANTS
A: ACCOR, ACDelco, ADDINOL, ADWA, AIMOL, AGRINOL, AGROMOTOR, AKVILON, ALCO lubricants, ALPET, ALPINE, ALPHA'S, ARAL, ARDECA, ARECA, ARIAN, AUTOBACS, AVENO, AVIA, AVRO, AZMOL
B: BARDAHL, BECHEM, BIZOL, BIZON, BTA CHEMICALS, BP, BTR
C: CARLUBE, CARTECHNIC, CASTROL, CEPSA, CHAMPION, CHEMPIOIL, CHEVRON, CITGO, COMMA, CONSOL, COUNTRY, CYCLON
D: DANKER, DBV, DELO, DELPHI, DIVINOL, DRAGON, DURON, DYADE Lubricants, DYNAMAX, DYNAPOWER
E: ELF, ENEOS, ENI (AGIP), ENOC, EMKA, EMARAT, ERG, ESSO, EUROL, EUROLUB, EVO, EXCELLENT, EXOL, E-TEC
F: FANFARO, FAVORIT, FEBI, FELIX, FENIX, FINA, FINKE, FORCE LUBE, FORTIS, FOSSER, FUCHS
G: GAZPROMNEFT, GECCO, GERMANOL, G-ENERGY, GLOBAL OIL, GREEN OIL, GT OIL, GUENTHER, GULF, IGOL, GNL, GROM-EX
H: HAVOLINE, HCP, HPX, HYUNDAI XTeer
I: IDEMITSU, IPONE
J: JAPAN OIL, JASOL, JB GERMAN OIL
K: KAMA OIL, KAGER, KANSLER, KENDALL, KIXX, KLORA, KRAFT, KROL, KRONER, KROON OIL, KROSS OIL, KSM PROTEC / PROTEC, KUTTENKEULER
L: LEO, LEOL, LIQUI MOLY, LOTOS OIL, LUKOIL, LUXE
M: MABANOL, MADIT, MANNOL, MASTER OIL, MASTERCLASS, MAXIMUS, MAXXUS, MEGUIN, MEYLE, MFK, MIDLAND, MITASU OIL, MOBIL, MOTOR GOLD, MOL, MOLY GREEN, MONZA, MOPAR, MORRIS, MOSTELA, MOTRIO, MOTUL, MPM, MULLEROL
N: NANOPROTEC, NESTE OIL, NESTRO, NORDLUB, NRG
O: OILRIGHT, OCEAN, OKKO, OLYMPIA, OMAN, OMV, OPEN PARTS, OPET, OPTIMAL, OREGON, ORLEN OIL, OSM
P: PAKELO, PATRON, PAX OIL, PEMCO, PENNASOL, PENNZOIL, PENTOSIN, PERPETUM, PETRO-CANADA, PETROL OFISI, PETRONAS, PETRO-OIL, PITLINE , POLARIS, POLO, PRISTA OIL, PRIZMA, PROFESSIONAL HUNDERT, PROFEX, PROFIX, PROTEC
Q: Q8Oils, QUAKER STATE
R: RAVENOL, RAXOL, REPSOL, RHEINOL, ROVAS, ROWE, RYMAX, RYMCO
S: SASH, S-OIL, SEA HORSE, SELECTOL, SELENIA, SHARK, SHELL, SIBIMOTOR, SILVER WHEEL, SINTOIL, SOBOL, SPECTROL, SSU, STARLINE, STATOIL, SUMICO, SUNOCO, SUPREMA, SWAG, SYNTIX
T: TAKUMI, TCL, TEBOIL, TEDEX, TEMOL, TITAN FUCHS, TNK, TEXACO, TOTAL, TOTACHI, TUTELA
U: UNIL, URANIA, URSA
V: VAICO, VALCO, VAPSOIL,VALVOLINE, VAMP, VAMP PREMIUM, VATOIL, VENOL, VERITY, VERYLUBE, VIPOIL
W: WELL RUN, WOG, WOLF, WOLVER, WYNN'S
X: XADO, XCEL, XENUM
Y: YACCO, YARNEFT, YOKKI, YUKO
Z: ZIC, ZF

+3ВІДПОВІСТИ  
Иван Бончев  

Потому что NANOPROTEC занесли денег, а остальные нет

+14-4ВІДПОВІСТИ  
Funkwish  

Иван Бончев, выглядит это именно так, к сожалению

+7ВІДПОВІСТИ  
Alexander Korotenko  

Все эти тесты на публику несколько бесполезны - маслобаза купит партию тары один-в-один с оригиналом и залъет туда что угодно, лишь бы было похоже. И покупатель выбрав топ из обзоров все равно пойдет играть в лотерею

+3-2ВІДПОВІСТИ  
Sergey_1983  

Alexander Korotenko, К сожалению имеет место быть. "Паленой" продукции на сегодняшний день более чем достаточно. Я вижу для себя одно решение. Покупать не на рынках или ОЛХ. А непосредственно с первых рук. У каждого дистрибьютора есть официальный интернет магазин компании.

+3ВІДПОВІСТИ  
Старший брат  

Каму как, но мне на вкус очень "лукойл" нравитца. Мягка глатаица и приятное послевкусие

+2-5ВІДПОВІСТИ  
Ford_V8  

Думаю, институт потребительских экспертиз заслуживает доверия - организация вроде как авторитетная. Не удивлен, что Хадо провалилось - имеетса не очень приятный опыт его использования... А Нанопротек молодцы, обошли по некоторым показателям даже именитые западные бренды. И цена адекватная, надо бы попробовать его в следующий раз

+2-5ВІДПОВІСТИ  
MaxPower  

Ford_V8, Думаю ты зря регестрировался сегодня для этого коммента

+4-1ВІДПОВІСТИ  
4u4undra  

Качество масла в лабораторных условиях проверить невозможно. Печатать долго поэтому не буду. То есть, некоторые из основных характеристик можно проверить, но это не даст полной картины о качестве масла. Поэтому у самых крупных химических концернов существуют т. н. "Моторные цеха" в которых непрерывно работает большое количество двигателей различного объёма, конфигураций и пр., по химическому анализу отработки которых и судят о качестве масла. Тема очень сложная...

+3ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація