После восьмилетней паузы в Украине собираются вернуть обязательный техосмотр транспортных средств. Это не пустые словам и не угрозы. Мининфраструктуры 6 мая обнародовала законопроект, которым владельцев легковых автомобилей обязывают с 1 января 2022 года ежегодно проводить ТО.
Мотивация та же, что всегда на дороге - безопасность движения.
Как введут обязательный ТО
Законопроектом Мининфраструктуры предусмотрено:
- Вместо «документа о технической исправности транспортного средства» предлагают выдавать «свидетельства о пригодности транспортного средства к эксплуатации».
- Проводить ТО разрешат лишь сертифицированными МВД станциями - экспертам по вопросам проверки транспортных средств (их квалификация будет подтверждаться раз в три года).
- Ежегодное техобслуживание будет обязательным не только легкового, но еще для коммерческого и пассажирского транспорта.
- Вводится понятие «придорожный осмотр». Прямо на дороге будут проверять коммерческий транспорт. Порядок таких проверок Кабмин должен утвердить отдельно, а также правила для установки запрета на дальнейшую эксплуатацию транспорта.
- Вводятся свидетельства о профессиональной компетентности водителя. Это называется -карта водителя. Ее нужно будет периодически обновлять после подтверждения квалификации: международные перевозчики должны получать с 2020 года, внутренние -с 2022 г.
- Коммерческих и пассажирских перевозчиков (автобусы и маршрутки) обяжут с 1 июля 2019-го установить в машинах специальные приборы - тахографы. Они будут фиксировать, сколько водитель находится в пути (для контроля усталости). Тахографы должны будут иметь свидетельства о периодической поверке.
- Обычно водителю позволяют «крутить баранку» не более 7 часов. Начиная с 15-минутной переработки шофера его руководство будут штрафовать: от 850 грн. до 3 400 грн. в зависимости от объема переработки.
- Коммерческих перевозчиков обяжут установить в своих машинах ограничители скорости с 1 сентября 2019 года.
- Все данные о пройденных ТО будут храниться в Единой базе МВД.
За отсутствие ТО, тахографа (или вмешательство в его работу), свидетельства о профессиональной компетентности предусмотрены штрафы. Получать карту водителя заставят не сразу. По крайней мере, бывалым шоферам, у которых по состоянию на начало 2019-го есть права соответствующей категории, квалификацию утвердят автоматически. Подтверждать ее нужно будет не реже, чем раз в пять лет. Новичкам же придется сдавать тесты в Сервисных центрах МВД.
Кто не пройдет техосмотр
Для проведения придорожных осмотров планируется увеличения штата инспекторов Укртрансбезопасности. Впрочем, как отмечают юристы, в таких дорожных проверках есть свои нюансы.
«Проведение «осмотра» и «проверки» - это разные вещи. Первое несет за собой сбор статистической информации и передачу ее на рассмотрение Укртрансбезопасности. Второе является непосредственной компетенцией последних. Выписывать штрафы, а тем более изымать автомобиль при проведении придорожного осмотра не имеют права», - отметила юрист ЮК «НАКАЗ» Юлия Павлова.
Юристы, как, впрочем, и сами разработчики законопроекта, признают - техосмотр смогут пройти не все.
«Значительное количество легковых автомобилей в Украине с пробегом более 300 тыс. км, эксплуатируются без катализатора (элемент выхлопной системы автомобиля, предназначенный для приведения выхлопных газов автомобиля к экологическим нормам). Его удаляют, потому что его экологический эффект с таким пробегом почти или полностью теряется. А его замена стоит дорого. Дальнейшая эксплуатация с неисправным катализатором приводит к нестабильной работе двигателя или даже к его поломке. Такое авто пройти ТО не сможет», - заверил юрист ПГ Colares Дмитрий Партола.
Вывод эксперта технического контроля исключит дальнейшую эксплуатацию таких авто, пока его владельцами не будут ликвидированы недочеты и не будет пройден повторный осмотр. Штраф за эксплуатацию такого автомобиля составляет до 1 700 грн. За повторное нарушение - лишение прав на срок от трех до шести месяцев.
Новые штрафы
Коммерческим перевозчикам за отсутствие ТО или его несвоевременное прохождение будут выписывать штраф в 1 700 грн. Аналогичное наказание и за отсутствие свидетельства о профессиональной компетентности. Повторное нарушение чревато лишением прав до полугода или админарестом на 5-10 суток.
За использование неисправного тахографа, вмешательство в его работу или отсутствие ограничителя скорости накажут на 850 грн.
Если водителя застукают за работой не по своей карте - ее изымут и наложат 1 700 грн. штрафа. Такая же санкция предусмотрена за не остановку транспортного средства на требования полицейского или сотрудника Укртрансбезопасности. Непредставление им данных с тахографа сулит расставанием с 2 550 грн. За повторный такой проступок выпишут уже санкцию в 4 250 грн.
До 4 250 грн. штрафа грозит субъектам хозяйствования за выдачу свидетельства о прохождении ТО с нарушением процедуры. За повторное нарушение эксперта по вопросам проверки транспортных средств будут лишать лицензии на проведение такой деятельности на срок до 5 лет.
Также компании оштрафуют, если они:
- Выпустят в пассажирский рейс только одного водителя, если протяженность маршрута более 500 км.
- Выпустят машины на дороги без пройденного ТО, не оборудуют их тахографами, если они переоборудованы без согласования, незарегистрированные в установленном порядке.
- Выехали без страховки (автогражданка и зеленая карта).
- Если водитель не прошел медосмотр перед сменой.
В зависимости от того грузовой это или пассажирский транспорт, за вышеперечисленные нарушения руководство компании будет грозить штраф от 680 грн. до 1 700 грн. Если словят еще раз в течении года - 4 250 грн.
Если пассажиру откажут в льготном проезде, водителю выпишут от 340 грн. до 850 грн. штрафа, а руководству компании - 1 700 грн.
Что проверят во время обязательного ТО:
- системы тормозного и рулевого управления;
- внешние световые приборы;
- шины и колеса;
- светопропускания стекла;
- газобаллонное оборудование (при наличии);
- номера кузова;
- установленное оборудование, непосредственно касающейся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.
Водителей всех транспортных средств обяжут не только возить с собой страховой полис, но и предъявлять его по требованию полицейского (раньше он требовался только при нарушении ПДД или оформлении ДТП).
Ввозимые на территорию Украины б/у автомобили тоже будут проходить обязательное ТО.
«Это особенно важно ввиду проблематики так называемых «евроблях», - считает Юлия Павлова.
Новому же транспорту необходим сертификат соответствия действующим в Украине нормам и правилам. Его выдает уполномоченное производителем лицо - автосалон. Или сам автозавод, если вникнет в наши правила.
Отдельные комплектующие также будут проходить проверку на соответствие украинским нормам. Еще обязательную проверку нужно будет проходить:
- при регистрации/перерегистрации авто, при смене владельца,
- в случае изменения или модификации систем (или их составляющих), влияющих на безопасность дорожного движения или окружающей среды,
- если авто покидало Украину.
«Такие транспортные средства в ненадлежащем техническом состоянии часто используются их владельцами не только в частных целях, но и для перевозки пассажиров в такси», - заметил Дмитрий Партола.
Кому не потребуется проходить обязательное ТО:
- транспортные средства, скорость которых не может превышать 25 км/ч.;
- раритетные (возрастом более 30 лет) и гоночные авто, если их не используют на дорогах общего пользования;
- авто дипломатов;
- транспортные средства, которые перевозят цирковое и аттракционное оборудование, если их скорость не может превышать 40 км/ч.;
- транспортные средства с объемом двигателя не более 125 куб.см.;
- тракторы, уборочная и прочая сельскохозяйственная и дорожно-строительная техника.
Чтобы не было конфликта интересов, сертифицированные для поредения ТО станции не могут заниматься ремонтом или техническим обслуживанием авто, не могут быть связаны с автодилерами, производителями или поставщиками автомобильных комплектующих, иметь связи с другими СТО. Также зарплата эксперта не может зависеть от исхода проведенной экспертизы.
В Украине появится отдельная каста экспертных станций, специализирующихся исключительно на проведении техосмотров. Для открытия каждой новой точки, предпринимателям потребуется получать новое разрешение.