Министерство инфраструктуры обнародовало проект "Государственной целевой экономической программы развития автотранспорта до 2015 года", ключевой постулат которой - обновление парка автотранспорта на огромную сумму - 14 млрд. гривен. Притом, главный вектор программы направлен на сегмент междугородних перевозок именно коммерческими структурами. Именно их государство будет стимулировать поменять "маршрутки" Mercedes-Benz Sprinter и Iveco Daily на комфортабельные новенькие автобусы. Как это будут делать, в Мининфраструктуры уже придумали.
Из 14 млрд. гривен , 12 млрд - это кредитные ресурсы, которые будут привлекаться у коммерческих банков в рамках общегосударственной программы. Притом, государство в данном случае якобы будет только координировать взаимоотношения между коммерческими перевозчиками и банками, а вот оставшиеся 2 млрд. гривен - это компенсация из бюджета кредитной ставки по кредитам на покупку техники, - сообщает AUTO-Consulting.
Таким образом, перевозчикам предложат механизм льготного кредитования ( с компенсацией ставки до 15%).
По оценкам Мининфраструктуры до 2015 года по данной программе должно быть приобретено 3 397 автобусов, из которых - 2 133 автобусов среднего класса на 60 пасажиров, 720 автобусов большого класса на 100 пассажиров и 544 единицы автобусов особо большого класса на 160 пассажиров. Судя по характеристикам, обновлению должен подвергнуться и парк автобусов в городах, где общественный транспорт уже находится в частных руках. Но все-таки главная цель - это именно пригородные и междугородние маршруты, где после 2015 года должны работать только новенькие автобусы соответствующей категории.
В AUTO-Consulting отмечают, что сейчас на данных маршрутах используются переоборудованные из грузовых фургонов микроавтобусы, которые перевозят 17-18 человек. Парк такой техники исчисляется десятками тысяч. По оценкам Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков из - не менее 10 тыс. единиц. На ЛАЗе парк подобной техники оценивают в 15 тыс. единиц.
Напомним, что Мининфраструктуры намерено убрать "маршрутки" с перевозок на длинные и средние растояния и оставить их только на коротком плече, да и то только те, которые имеют соответствующий сертификат.
Дабы стимулировать перевозчиков покупать новую технику в Мининфраструктуры и предложат программу с компенсацией кредитной ставки за счет государства. Но пока нет окончательной ясности какую именно технику будут таким образом стимулировать покупать.
Исходя из характеристик, Украине понадобится более 2 тыс. автобусов среднего класса и вместимостью по 60 пассажиров. Подобную технику серийно выпускает не много производителей. К примеру, Бориспольский автозавод давно пытается продвигать модели (БАЗ А148 и БАЗ А083), но не смотря на привлекательную цену перевозчики все-таки предпочитают брать автобусы малого класса (БАЗ А079). Однако в программе Мининфраструктуры стимулировать закупку автобусов малого класса уже не планируют, да и лицензии на маршруты скорее всего в будущем будут выдавать только тем, у кого будет техника среднего класса.
Как бы в предверии обнародования программы, ЛАЗ показал обновленную пригородную модель Лайнер 141, которая является глубоко модернизированной версией давно известного ЛАЗ А141. Эта модель уже несколько лет не пользовалась спросом, но именно ее почему-то решили презентовать на прошлой неделе. К чему бы это?
В корпорации "Богдан" также захотят поучаствовать в масштабном обновлении, тем более что автобусная "линейка" у Богдан уже давно содержит и большие автобусы А601, и особо большие А701, А801, которые готовили еще в надежде на заказы под Евро-2012. Есть у Богдана и средний автобус А401.
Неплохая модель среднего автобуса есть и у ЗАЗа, притом в исполнении как для города, так и для пригородных и междугородних перевозок.
Остальные производители также имеют перспективные разработки, которые не были востребованы ранее, будут не против предложить перевозчикам свои модели. Но, как отмечают в AUTO-Consulting, только по опыту Евро-2012 государство резко может избрать одного поставщика (ЛАЗ для Евро-2012), а реальное бюджетное финансирования редко совпадает с заявленными цифрами. например, под Евро-2012 вместо анонсированных 1500 шт, поставлено и профинансировано было чуть больше 500 единиц.
Как бы там ни было, но автобусный рынок в Украине и после Евро-2012 останется интересным.