«Визири» ГАИ против радаров Европы: пять наших ошибок

02 марта 2012
13

«Визири» ГАИ против радаров Европы: пять наших ошибокНа этой неделе в Раде был зарегистрирован законопроект, предусматривающий ужесточение санкций к водителям-нарушителям скоростного режима. Одно из главных изменений состоит в том, что нардепы предлагают вернуться к практике рассылки госавтоинспекцией так называемых «писем счастья»: водителей не будут останавливать за превышение скорости, а вместо этого возобновят практику рассылки штрафов по почте, вместе с фотографией нарушения ПДД, как это было в конце 2008-го года и на протяжении 2009-го. Если это предложение пройдет, количество оштрафованных водителей возрастет в разы. Если сейчас на составление одного протокола и постановления уходит порядка 15—20 минут, соответственно, за смену экипаж ГАИ чисто физически способен выписать не более 15—20 штрафов, то тот же самый инспектор, замаскированный в кустах, способен отснять за то же время сотни, а то и тысячи нарушений.

Авторы законопроекта указали в пояснительной записки, что такая практика является стандартной для стран ЕС и США. Мол, там все соблюдают правила и не возмущаются. На первый взгляд, все логично и правильно — действует принцип неотвратимости наказания. Однако если работа будет организована точно так же, как в 2008-м и 2009-м годах, это нововведение гарантировано вызовет протесты водителей. Дело в то, что часть протоколов тогда фальсифицировали.

«Сегодня» сравнила украинский опыт с европейской и американской практикой: как вернуть «письма счастья» таким образом, чтобы нововведение не вызвало возмущений.

5 ОШИБОК ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Любую передовую идею можно зарубить на корню бездарным исполнением. Именно так произошло в прошлые годы с идеей дистанционных штрафов. Законодательство принято было, однако без четко отлаженного механизма «письма счастья» привели лишь к ряду громких скандалов.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ. Впервые в украинской истории практика «писем счастья» была внедрена в 2008 году. Гаишники прятались с «Визирами» в кустах либо стояли в гражданской одежде и снимали нарушения, а потом отправляли по почте фото с протоколом, постановлением и квитанцией для уплаты штрафа. И вроде бы все нормально работало, но водители уже через месяц после введения этого ноу-хау стали замечать, что не все штрафы справедливы. Так, на многих фото в конвертах нарушения были зафиксированы в том месте и в то время, где водитель, которому пришло письмо от ГАИ, не мог быть физически. Либо стояла скорость, которую это авто развить неспособно. Поползли слухи о том, что цифры на фотографиях с нарушениями в ГАИ редактируют. Конечно же, в ГАИ тогда такие обвинения отвергали, но нет никакой гарантии того, что цифры на фотографии с нарушением не «фотошопят».

НЕТ БАЗЫ. До сих пор в ГАИ не создана единая национальная защищенная база данных по нарушениям водителей — то есть некая база есть, но нет понимания того, кто и как заносит в нее нарушения, а также кто и каким образом удаляет из нее штрафы. Например, известно множество случаев, когда перед проведением техосмотра водители за взятку «чистили» историю своих админправонарушений.

НЕТ КОНТРОЛЯ. Как мы помним, в ГАИ отказывали в выдаче талона ТО на основании задолженности по уплате штрафов. Увы, не всегда обоснованно. Дело в том, что база данных Госказначейства, на счета которого водители платят штрафы, не связана с базой данных ГАИ. И единственным способом для инспектора узнать, оплатил ли водитель штраф, — потребовать от него квитанцию. Если она не сохранилась, либо утеряна, приходилось давать взятки. Техосмотра уже нет, но вопрос обмена информацией между ведомствами до сих пор не решен. Если введут практику конфискации авто за неуплату штрафов, машину можно будет отобрать у любого, кто потерял квитанцию.

ХАЛАТНОСТЬ. Стандартная ситуация: автомобиль несется на огромной скорости, проскакивает на красный, создает аварийные ситуации. Сотрудник милиции, видя правонарушение, обязан его остановить, выписать штраф и произвести профилактическую беседу (в том числе проверить на алкоголь) — иначе лихач способен спровоцировать ДТП с человеческими жертвами. Однако инспектора ГАИ были заняты лишь тем, что спокойно наблюдали на правонарушениями, фиксируя их на фотокамеру. И если этот водитель, например, сбил человека, сотрудник ГАИ, который видел правонарушение и не остановил его, фактически проявил халатность.

ШТРАФ НЕ ТОМУ. Водитель и владелец транспортного средства — не всегда одно и то же лицо. Согласно действующему законодательству, владелец имеет полное право передать управление авто любому другому человеку с правами. В прошлые годы штраф все равно приходил владельцу, а уже ему приходилось ездить в ГАИ и доказывать, что за рулем был другой человек.

В ДВИЖЕНИИ «ВИЗИР» РАБОТАЕТ ПЛОХО


Радар. Способен ошибаться при определении нарушителя в потоке

Инициативы изменить алгорим работы ГАИ по выявлению нарушителей вносились неоднократно. В частности, муссируется идея, чтобы они патрулировали улицы и выявляли нарушителей в потоке, как, например, в США.

Однако, во-первых, это более затратно по топливу. Во-вторых, большая часть радаров в потоке ошибается при определении нарушителя: выдает скорость объекта с большей площадью отражения, а не реального нарушителя. Современных же лазерных радаров на вооружении ГАИ пока еще очень мало.

ПОГРЕШНОСТИ РАДАРОВ СТАРОГО ТИПА


«Фен». Показывает не всегда верные данные о превышении

На вооружении украинской ГАИ до сих пор состоит множество радаров устаревшего типа — без функции фото- и видеофиксации (в народе их называют «фенами» за внешнее сходство). К сожалению, они обладают рядом недостатков, из-за которых очень часто водителей обвиняют в нарушениях несправедливо.

Во-первых, если небольшой автомобиль двигается с разрешенной скоростью и его обгоняет грузовик или внедорожник, в тот момент, когда они находятся на одном уровне, радар ГАИ, направленный на небольшое авто, ошибочно будет показывать обгоняющего. Причина — у него большая площадь отражающей поверхности. Вполне возможно, что инспектор ошибочно остановит невиновного.

Во-вторых, радар подвержен помехам. Например, даже стоящий автомобиль с включенным вентилятором охлаждения будет показывать скорость порядка 20—30 км в час.

В-третьих, если по разным полосам едут несколько автомобилей, определить, кто конкретно является нарушителем, также очень сложно. Останавливают наугад, что неправильно.

ОПЫТ ЕВРОПЫ И США


Комплекс. Определяет скорость и шлет штрафы автоматом

Система штрафов по почте успешно действует в Западой Европе и США уже более 20 лет. Главное отличие от нашей — автоматизация всех процессов. То есть нарушителя скоростного режима выявляют, как и у нас, с помощью радара, однако он является частью автоматизированного комплекса. Система распознает лицо водителя и номерные знаки, данные о правонарушении сразу же поступают в компьютер и он в автоматическом режиме выписывает штраф. Уже после этого документы про нарушение ПДД (комплект из протокола, постановления и квитанции на уплату штрафа) распечатывают и отправляют водителю.

Есть и еще один важный нюанс: если своими действиями водитель создает повышенную опасность для других участников дорожного движения, эта информация сразу же передается ближайшему патрулю, который останавливает и задерживает нарушителя.

Обычные радар-детекторы также установлены в полицейских автомобилях, однако данные с них служат лишь основанием для остановки водителя и в качестве одного из доказательств совершения правонарушения, а не для того, чтобы отправить ему штраф по почте.

Отметим, что во многих странах и штатах США полиция занимается в основном патрулированием улиц, а не стоит на трассах в засаде с радаром, как у нас.

Источник: Сегодня.ua

Обсуждение новости

Вход | Регистрация

тямущий  

Более правильным будет название статьи такое-"неподкупные гаишники Украины против взяточников полицейских Европы"

ОТВЕТИТЬ  
Семен  

Как всегда опыт Европы в Африку, то есть к нам. А потом разберемся кто виноват)))

ОТВЕТИТЬ  
Горыныч  

Да на фены это вообще не нужно никакого внимания обращать, с таким же успехом можно взять калькулятор и остановив показывать случайно набранные цифры.

ОТВЕТИТЬ  
Сергій  

просто потрібно кожен прилад використовувати за призначенням - якщо це "фен", то нехай собі автоінспектори ним сушать голови, а не морочать нам!

ОТВЕТИТЬ  
YNGUS  

всё уже достало -со своими ново ведениями-легче взять ствол чем мерится с такими законами-завтра чё придумают-в свою парашу вход платный-или вдыхаем воздух платим 2 копейки!

ОТВЕТИТЬ  
Гонщик  

БОЛЬШОЕ СПАСИБО за видео ролик! Очень интересный тест. Приму ко вниманию.

ОТВЕТИТЬ  
Иван  

Спасибо за ролик и проделанную Вами работу ! Но существуют и другие радар-детекторы на службе ГАИ, и спорить на эту тему с ГАИшниками, как правило, себе дороже ! Зачастую так и получается, что у борзого ГАИшника всегда есть место поводу !

ОТВЕТИТЬ  
Сергей Днепр  

Так это сколько же законодательства нужно перекроить чтобы всё тут было по закону!!! А как же право на юридическую помощь? Это, кстати, в Конституции написано!!!! А как же положение КУоАПа о том что рассматривать правонарушения нужно в присутствии правонарушителя? Это или для тупых лохов придумано, кто не знает и не может обдаловать, или для тех кому неск. тысяч штрафных денег в год - пустяки.

ОТВЕТИТЬ  
ШИМАН  

Никто не верит в заботу о безопастности на дорогах,о честности их приборов и,разумеется,о честности самих воров в погонах!Но как нам,водилам бороться с ментовским бесприделом?Неужели правда,надо бить,резать и стрелять их,что б они сами боялись ради выкачки "шаровых" денег просто доколупываться до нас на ровном месте?Ведь всё к этому и идёт!Меры эти ожиревшие вымогатели не знают,за их законами успеть не возможно,а нервов ни на кого из них уже давно не хватает!!Выход?

ОТВЕТИТЬ  
Сергей Днепр  

Выход - учиться с ними разговаривать, знать процессуальные особенности оформления дел об административных правонарушения, знать свои права в этих процессах. Я уже даже не знаю как назвать человека, который, будучи много раз остановлен сотрудниками ГАИ, всего этого не знает... На лоха и зверь бежит. Есть миллионы конкретных примеров, которые подтверждают что даже когда нарушаешь то всё равно можно напрячь ГАИца так что он сам тебя попросить ехать дальше и пожелает счастливого пути.

ОТВЕТИТЬ  
трезвый  

не стоит на ГАИшников бочку катить, они всего навсего часть нашей гнилой системы. Да, и они такие же люди как и все, просто при пагонах и возможностях. И каждый из вас на их месте поступал бы также.

ОТВЕТИТЬ  
Николай  

Фен-это что замок на дверях-для честных людей.Кто признался,что превысил-того оштрафуют,на что гаишники и рассчитывают.Я ещё в85 году начал оспаривать показания этого прибора.До протокола ни разу не доходило,т.к.я говорил,что я не превышал,это неизвестно чья скорость.А сейчас совсем просто-где Доказы? Нет-до свиданья.

ОТВЕТИТЬ  
CUBA  

Согласен с Николаем!

ОТВЕТИТЬ  
Вход | Регистрация