Законопроект №2342 упростит регистрацию для машин на еврономерах, а для всех остальных уберет акциз с 2021 года. По мнению участников рынка, данный налог – не главная проблема.
Вместо того, чтобы начать штрафовать авто на еврономерах уже с 31 декабря 2019 года, законодатели планируют предоставить их владельцам очередную, уже третью по счету, отсрочку. Это предложение вместе с другими льготами предлагаются в рамках законопроектов №2342 и №2345.
Внесены в ВР они были депутатом Слуги Народа и членом налогового комитета Алексеем Ковалёвым, а разрабатывались при участии активистов движения «Авто Евро Сила».
Кроме отдаления срока начала штрафования на 180 дней, в льготный период также упростится процедура регистрации машин на еврономерах, ввезенных в Украину до дня вступления постановления в силу. Сделано это будет за счет пересмотра формулы акциза, который будет высчитываться без учета возрастных коэффициентов. Кроме того, для евроблях предлагают на те же 180 дней приостановить требования по соответствию экологическим стандартам. После конца льготной отсрочки эко-классы восстановят, но акциз отменят окончательно. Правда, с 2021 года и уже для всех импортируемых в Украину автомобилей.
К концу реформы из всех налоговых платежей при растаможивании останутся только пошлина и НДС. Обновленная формула расчета, считают в «Авто Евро Силе», установит сумму отчислений на отметке в 35% от оценочной стоимости авто. Исключение автомобилей из списка подакцизных товаров сблизит украинское законодательство с нормами ЕС, а также полностью решит саму проблему «евроблях», рассчитывают авторы документа.
При этом, не все автолюбители довольны даже такими послаблениями, вспоминая о заявлениях Владимира Зеленского о растаможке в 15% от суммы авто, и сетуя на то, что для, по сути, нарушителей закона преференции будут предоставлены в первую очередь. С другой стороны, в случае принятия законопроектов появляется опасность создания «дыры» в госбюджете, который в этом году уже успел получить рекордные начисления от растаможки.
Регистрация авто после отмены акциза
Чтобы перерегистрировать в Украине б\у Volkswagen Passat, производства Германии, 2004 года выпуска и с бензиновым двигателем объемом 1984 см3, на сегодняшний день нужно заплатить 65,7 тыс. грн. в госбюджет. Во всяком случае, такую суммы рассчитал при запросе презентованный 4 ноября Государственной таможенной службой онлайн-калькулятор приблизительной стоимости таможенного оформления автомобиля.
По данным таможни, «чистившей» регистрационную базу от ошибок вручную 1,5 месяца, среднерыночная цена рассматриваемого Passat'а в 2019 году составила 2 662 евро, в пересчете на гривны – 61,1 тыс. Пошлина «съедает» у регистратора 10% от данной суммы, или 6,120 тыс. грн. Акциз же достигает 38,4 тыс. в украинской валюте. В последнем случае такая высокая ставка действительно обусловлена возрастом машины – предусматриваемый действующей формулой (базовая ставка х объем двигателя х возраст) коэффициент «набивает» 1400 евро дополнительных сборов.
Без учета коэффициента возраста, от которого на льготный период предлагают освободить владельцев евроблях, сумма платежа по данному пункту не превысит 100 евро для авто с объемом двигателя до 2000см3.
Финальной составляющей суммы таможенного оформления является налог на добавленную стоимость – его ставка составляет 20% от стоимости автомобиля с учетом пошлины и акцизного сбора, то есть в рассматриваемом примере – 21 149 грн.
Запланированное с отменой акциза удешевление составит от 100 евро для новых машин, данная часть налога для которых значительной роли не играла и ранее, и до более существенных 900-1500 евро для ТС, которые стали эксплуатироваться ранее 10 лет назад.
У таможенников останется коррупционная лазейка, а бюджет лишится доходов
Презентацию таможенного калькулятора, учитывающего расчет налоговой ставки «от кубика» уже успел раскритиковать Олег Ярошевич, посчитавший, что данный механизм был представлен «в пику» законопроекту №2342 и пролоббирован главой Всеукраинской ассоциацией автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олегом Назаренко.
Обвиненный Ярошевичем автоимпортер Назаренко ранее действительно высказал мнение, что предлагаемый законопроект не делает равными правила игры для каждого участника рынка и выступил с альтернативным предложением.
По его мнению, из всех налоговых сборов только акциз не зависит от мнения «божка-таможенника», ведь вычисляется исходя из конкретных критериев. В то же время, при расчете пошлины и НДС таможенник исходит из варьируемой оценочной стоимости автомобиля, и, если для «кума» он может утвердить наиболее низкую рыночную стоимость, то в другом случае выпишет ценник по полной.
«Я соглашусь с предложением Ковалёва, если дополнить его отменой пошлины и НДС, как в Грузии, и созданием единого автоналога, привязанного к любому четкому критерию, к примеру, к мощности двигателя. Я не хочу стимулировать ни ввоз новых, ни ввоз старых машин, но я за равные правила для всех. Тем не менее все согласятся, что лучше иметь в стране больше малолитражных современных авто, чем «чадящих» выхлопами 20-летних», - прокомментировал Олег Назаренко.
В свою очередь, глава организации «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов обратил внимание, что страна без собственного производства все равно обречена стать «свалкой для еврохлама», а также указал на популистскую направленность предусмотренных изменений.
«Цель этого законопроект продемонстрировать «либертарианский» подход новой власти, хотя принципиально ничего нового не предлагается, очередной перенос сроков. Но тут же встает вопрос наполнения бюджета: от регистрации «евроблях» казна получила сумму, превысившую изначальные ожидания в 7 раз, достигнув 7,1 млрд. грн. Дабы заполнить пробел, нужно искать компенсатор. Можно сделать это за счет увеличения оборота импорта, но тогда мы получим лишнюю нагрузку на дороги, с чем и сейчас не справляется «Укравтодор», - размышляет эксперт.
Какие эмоции вызвала у вас эта новость?