На прошлой неделе Верховная Рада Украины отсрочила введение штрафных санкций для владельцев автомобилей на иностранной регистрации, продлив период их легализации без штрафов до 24 августа текущего года (ранее – до 24 мая). Депутаты даже стали обсуждать возможность продления льготного периода растаможки, но решили, что этот шаг не найдет поддержки в зале и довольствовались малым.
17 мая решение ВР успел подписать ныне уже экс-Президент Порошенко. Оно прошло в одном пакете с Законом Украины «Про внесення змін до Податкового кодексу України у зв'язку з прийняттям Закону України «Про електронні довірчі послуги» от 16.05.2019 г. № 2725-VIII.
Соответственно теперь, с 24 мая (как предполагалось) владельцев еще не легализованных автомобилей на еврономерах (временной регистрации и транзитном ввозе), наказывать не должны. А наказания для них предполагались серьезные. Это – штрафы от 8,5 тыс. до 170 тыс. грн. и возможность конфискации незарегистрированного автомобиля. Поэтому, де факто владельцы еще не легализованных «евроблях» могут продолжать спокойно ездить аж до 24 августа. И их не будет останавливать патрульная полиция, чтобы проверить документы о регистрации, выписать штраф или конфисковать авто.
Теоретически, «евробляхи» могут продолжать работать в такси и использоваться, как коммерческий транспорт. Хотя, как сообщалось ранее, от услуг подобных транспортных средств, уже официально отказались сервисы такси Uber и Bolt.
Такое решение ВР не только выставило в неприглядном свете (мягко говоря) тех, кто выстаивал очереди на таможнях и в Сервисных центрах МВД, чтобы успеть в срок легализовать свой автомобиль. Продление сроков легализации «евроблях» еще на 90 дней, никак не стимулирует сделать это за дополнительно полученные 3 месяца. Во-первых, за многие из оставшихся нерастаможенными автомобилей платить какие-то налоги не выгодно. Они (авто) того не стоят, а более менее стоящие машины давно ездят на украинских номерах.
Во-вторых, активно обсуждается вероятность того, что этот срок вновь продлят. Ведь если удалось однажды «продавить», почему не повторить еще раз. В-третьих, руководство АЕС говорит о том, что есть реальная надежда на полную амнистию для «евроблях». Только для этого нужно, чтобы представители АЕС и других подобных объединений попали в ряды депутатов ВР нового созыва. А уже после этого, недалек тот час, когда совместными усилиями, все налоги и ограничения на ввоз автомобилей в Украину, вообще отменят.
Напомним, что только за три месяца льготного периода растаможки, в Украине было по данным ГФС зарегистрировано (легализовано) около 218 тыс. авто. Из них 140 тыс. – «евробляхи». Надо заметить, что на сегодняшний день, количество б/у автомобилей, растаможенных только за 1-й квартал нынешнего года, почти в 2,5 раза превысило продажи новых авто за весь 2018-й год.
Таким образом, продление периода легализации «евроблях» еще на 90 дней выгодно только бизнесу по ввозу этих самых «евроблях» и их пользователям. А вот легальным импортерам б-у авто опять придется смириться с низкими ценами на рынке «нерастаможенных» авто.
Давление на вторичный рынок продолжится и владельцы авто, официально купленных в Украине, не могут продать их за справедливые деньги. А это, опять таки, тормозит покупку ими нового транспортного средства.
Почему же депутаты так легко поддались давлению со стороны «евробляхеров» и в очередной раз дали понять, что налоги в нашей стране платят только … ? Ведь после бума растаможки по льготным ставкам акциза (до 22 февраля), когда в бюджет поступило 13 млрд. гривен, нерастаможенными остались уже немногие автомобили. И не только те, владельцев которых найти в принципе невозможно. Но и те, за которые жалко платить хоть что-то. Им пора на покой и по возрасту, и по техническому состоянию. А это значит, что из-за продления периода легализации «евроблях» пострадают экология и безопасность на дорогах. Не говоря уже о том, что еще как минимум на три месяца останется открытым вопрос о привлечении к ответственности некоторых нарушителей ПДД. Для неотвратимости наказания недостаточно автомобиля, зафиксированного камерами видеофиксации или брошенного на месте ДТП. Надо установить его владельца. А с этим у многих «евроблях» проблема.
Кому же на самом деле было выгодно продление срока легализации «евроблях»? Представители АЕС утверждают, что это их победа. Парламентарии решили позаигрывать с владельцами «евроблях», чтобы те на ближайших выборах гипотетически отдали за них свой голос. А то, что на этом кто-то зарабатает – осталось за кадром.