Несколько дней назад Министерство инфраструктуры Украины сообщило о том, что в Украине с 2022 года намерены возобновить процедуру прохождения технического контроля для транспортных средств, в том числе и личного использования.
Новость о возобновлении обязательного техосмотра транспортных средств вызвала волну недовольства среди украинских автомобилистов. Ведь данная процедура была упразднена несколько лет назад, после чего водители вздохнули с облегчением. Однако возврат ТО - это не прихоть Мининфраструктуры, а часть внешнеполитического обязательства Украины перед ЕС, сообщает сайт министерства.
Зачем это нужно
«В 2014 году Украина подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Соглашение предусматривает имплементацию законодательства ЕС, в частности, регламентов и директив по техническому контролю транспортных средств. Имплементация законодательства ЕС - это внешнеполитическое обязательство Украины, а не тема для внутриполитических манипуляций», - говорится в сообщении.
Также причиной возврата техосмотра стал ряд резонансных аварий с пассажирским транспортом, которые произошли в течение последних нескольких лет. Это требует от правительства внимания к вопросу нормирования труда водителей и соблюдение требований технического контроля транспортных средств.
«Ежедневно в Украине происходят десятки аварий из-за технической неисправности транспортных средств. К примеру, резонансной стала авария в центре столицы с участием грузовика, у которого отказали тормоза, и который смял десяток автомобилей. Чудом никто не пострадал. Примеров таких аварий много, а примеров аварий без пострадавших или погибших - намного меньше. Те, кто заявляют об отсутствии необходимости введения техосмотра, должны взять на себя ответственность за аварийность на дорогах, вместе с этим - за увечья и смерти», - заявило министерство.
Что изменится
Директивы имплементации предусматривают:
- использование регистрирующего оборудования (тахографов) на автотранспорте;
- установление минимальных требований по организации рабочего времени для лиц, осуществляющих автотранспортную деятельность, улучшение безопасности на дорогах и создание равных условий конкуренции;
- решение вопроса институционного обеспечения контроля рабочего времени водителей международных и внутренних перевозок автомобильным транспортом;
- оборудование ограничителями скорости автобусов и грузовых автомобилей, в результате чего уменьшится риск попадания таких транспортных средств в дорожно-транспортные происшествия и потенциальные масштабы последствий таких аварий;
- установление минимальных требований к системе периодической технической проверки пригодности к эксплуатации зарегистрированных транспортных средств и создание условий взаимного признания результатов проверок пригодности к эксплуатации транспортных средств между государствами-членами ЕС и Украиной.
В министерстве подчеркнули, что введение технического осмотра автомобилей является частью законопроекта Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны», который разработан Министерством инфраструктуры и передан на одобрение правительством Украины.
Данный законопроект предусматривает:
- внедрение, в соответствии с европейскими стандартами, системы периодических проверок транспортных средств, которое позволит производить прямое влияние на безопасность дорожного движения;
- внедрение на законодательном уровне требований по установлению контрольных устройств (ограничителей скорости, тахографов) на определенные категории транспортных средств с целью обеспечения безопасности всех участников дорожного движения и снижение уровня смертельных ДТП;
- создание системы начальной и периодической подготовки водителей транспортных средств отдельных категорий, с целью подтверждения уровня их профессионализма;
- обеспечение контроля времени управления и отдыха водителей, а также ответственности за нарушение данного режима;
- обеспечение соблюдения норм законодательства путем внедрения административной ответственности водителей, должностных лиц, субъектов хозяйствования, физических лиц-предпринимателей.
Данные нововведения позволят снизить уровень аварийности, повысить качество и культуру вождения, а также обеспечат возможность контроля работы автомобильного транспорта на государственном уровне.
Штрафы за нарушение правил проведения техосмотра
С целью устранения коррупционной составляющей, законопроект предусматривает и административную ответственность для лиц, которые совершают техосмотр. Так, за нарушение правил проведения ТО работником станции техобслуживания, ему грозит штраф в размере от 150 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 2 550 до 3 400 гривен. В случае повторного нарушения в течение года эксперт будет лишен права проводить проверки в течение пяти лет.
На данный момент обязательному прохождению техосмотра подлежат грузовые автомобили, маршрутные автобусы и такси, а также другой спецтранспорт.