Прекратить продажи автомобилей с ДВС и полностью перейти на электромобили к 2040 году, Европе, возможно, не удастся. И среди объективных причин европейские автомобильные производители называют даже не дефицит станций быстрой зарядки.
Глобальные европейские планы отказа от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), чем дальше, тем грандиознее. К 2024 году Париж намерен отказаться от дизельных авто. А от бензиновых – к 2030 году. С аналогичной инициативой выступило и новое правительство Нидерландов, только в масштабах всей страны. Нидерландское правительство заявило, что с 2030 года в стране будет разрешено продавать автомобили только с нулевым уровнем выбросов. Ранее правительство Великобритании объявило о намерениях запретить продажу бензиновых и дизельных автомобилей с 2040 года.
Складывается впечатление, что дни автомобилей с ДВС окончательно сочтены.
А чтобы стимулировать переход на электротранспорт еще сильнее, выделяются немалые средства. Так, правительство Германии выделяет $1,19 млрд. для борьбы с загрязнением в городах. Во всяком случае, об обещании такого финансирования сообщает Automotive News Europe.
Финансирование будет направлено, в частности, на разработку и совершенствование программного обеспечения для улучшения управления движением, замену дизельных автобусов моделями с нулевым уровнем выбросов и развитие сети зарядки аккумуляторов. В то же время, канцлер Ангела Меркель (без подробностей) заявила, что в ближайшие годы потребуются дальнейшие программы для стратегического перехода к более эффективным транспортным системам.
Тем не менее европейское экологическое лобби считает, что это недостаточная мера. Девяносто городов, включая Мюнхен и Штутгарт, где базируются BMW и Daimler, могут столкнуться со штрафами за уровень содержания диоксида азота (NO2) сверх допустимых пределов ограничений в чистом воздухе, введенных в Европейском Союзе в 2010 году. Разумеется, если не ускорят переход на электротранспорт.
Но оказалось, что к анонсированным темпам оказалась не готова инфраструктура. Как уже сообщалось ранее для поддержки европейской автомобильной электрификации, BMW, Daimler AG, Ford и Volkswagen объявили о создании совместного предприятия, которое получило название IONITY. В рамках этого проекта к 2020 году автопроизводители организуют общую сеть из 400 зарядных станций для электромобилей в Европе. Плюс о своих планах электрификации объявляют почти каждый день операторы электрозаправок.
Недавно к ним присоединился и один из крупнейших мировых игроков на топливном рынке компания Royal Dutch Shell. Здесь тоже готовятся к автомобильной жизни без ДВС и по соглашению с Ionity, будут открывать зарядные станции на своих АЗС в 10 европейских странах. Для этих целей Shell в прошлом месяце приобрела крупнейшего в Европе поставщика EV-услуг и зарядных устройств компанию New Motion. Так, что нефтяной бизнес тоже в доле.
Первоначально Shell и Ionity откроют зарядные станции на 80 самых больших АЗС Shell. В среднем, по шесть постов в каждой. Они смогут производить быструю зарядку электромобилей, в течение 5-8 минут. К 2025 году в Shell планируют получать от зарядки электромобилей до 20% прибыли своих АЗС.
Но не все так гладко, как хотелось бы. По информации Automotive News Europe, Федерация немецких промышленников (BDI) обеспокоена, поскольку немецкие производители электромобилей могут, уже в ближайшем будущем столкнуться с дефицитом аккумуляторных батарей.
Причин для этого несколько. Прежде всего, спрос на электромобили в Европе растет быстрее, чем производственные мощности по выпуску аккумуляторов. И это даже при том, что программа стимулирования покупок электромобилей в Германии провалилась. Но есть и еще более глобальная проблема.
Если производственные мощности можно нарастить, увеличив инвестиции, то как быть с сырьем? В частности, без достаточных запасов, например, кобальта, графита, лития или марганца в Германии, развитие в этой стране электрических технологий под большим вопросом.
Уже сегодня Volkswagen заявил, что настаивает на заключении долгосрочных контрактов на поставку сырья для производства аккумуляторов, чтобы избежать нехватки материалов. Ведь VW, после Дизельгейта намерен бросить вызов Tesla и к 2022 году инвестировать в электромобили и гибриды 34 млрд. Евро.
Daimler планирует к 2022 году предложить электрическую версию каждой модели Mercedes-Benz. А BMW к 2025 году обещает 12 полностью электрических моделей.
Ford намерен электрифицировать все свои модели к 2030 году. А в Volvo обещают отказаться от производства автомобилей с ДВС к 2025 году.
То есть – аккумуляторов понадобится очень много. И уже сегодня на будущем дефиците полезных ископаемых планируют получать прибыль. В частности, компании, которые занимаются переработкой и утилизацией батарей. Например, бельгийская Umicore и американская группа Retriev Technologies уже работают над новыми способами извлечения дефицитных элементов из старых батарей.
И почему-то кажется, что это не последние «подводные камни» на пути запланированного странами Евросоюза массового перехода на электромобили.
Ну а что же Украина. Мы могли бы заработать хотя бы на производстве аккумуляторных батарей, ведь у нас в стране есть залежи кобальта, марганца, графита. В Украине литий не добывается, хотя геологи утверждают, что, судя по разведданным, наша страна является лидером в Европе по его запасам. Инвесторов могло бы заинтересовать Полоховское месторождение в Кировоградской области, крупнейшее разведанное. Рядом с ним – чуть поменьше, Станковатское, и на границе Запорожской и Донецкой областей – Шевченковское. Учитывая близость сырья к предприятиям ведущих европейских производителей и потребителей продукции из лития, Украина вполне могла бы стать крупнейшим поставщиком АКБ для европейской автопромышленности. Но нужно уметь на этом играть, а не просто продавать сырье.