Как гражданину Украины ездить на нерастаможенной иномарке, не нарушая законы

01 червня 2012
17

Как гражданину Украины ездить на нерастаможенной иномарке, не нарушая законыНачало 90-х, как известно, ознаменовалось бумом импорта старых иномарок из Западной Европы. За $500—1,5 тыс. вполне реально было приобрести на авторынке, к примеру, Германии, 10—15-летний Opel, VW или BMW и, пригнав его в Украину, «наварить» на продаже от 1,5 до 3 тыс. долларов. Увы, лавочку быстро закрыли. Защищая национальный автопром («Таврии» и «Дэу» никто не хотел покупать) правительство в 1998-м году запретило ввоз автомобилей, старше восьми лет, а новые иномарки обложили пошлиной в 15—25%. В итоге Украина стала страной-лидером в Восточной Европе по дороговизне машин. И даже вступление страны в ВТО (с 2008 года) не изменило ситуации: ввоз авто старше восьми лет разрешили, но обложили акцизом, в разы превышающим цену машины. То есть практического смысла в растаможке таких авто нет.

Но, как выяснила «Сегодня», в законодательстве есть брешь, которую украинцы используют для того, чтобы ездить на нерастаможенных авто. Мы узнали подробности этой схемы.

РАЗВОД ТАМОЖНИ И ГАИ

Доверенности перестали быть обязательными год назад. Казалось бы, страна уже должна была быть заполненной временно ввезенными авто, но на практике такие машины попадаются очень редко. Почему же лазейка не пользуется спросом?

Знакомый перегонщик на правах анонимности объяснил «Сегодня», что попытки использования нерастаможенных авто в прошлом году предпринимались, однако сотрудники Госавтоинспекции после остановки авто с иностранными номерами с украинцем за рулем, такие машины отбирали и доставляли на штрафплощадку. Либо приходилось откупаться — платить около $100. Важный нюанс — поводом для задержания авто всегда является нарушение таможенных правил, но сотрудники ГАИ во всех случаях везли машины к ближайшему подразделению таможни. А уже там инспектор Гостаможслужбы составлял на водителя протокол. А автомобиль задерживался до суда, правда, после суда тоже — во всех известных нашему собеседнику случаях суд принимал решение о конфискации автомобиля (за контрабанду).

Вадим Володарский считает такие действия сотрудников Госавтоинспекции незаконными. «Закон «О милиции» не содержит положений, которые бы уполномочивали милицию следить за соблюдением таможенных правил. Более того, нарушение этих правил не является причиной для остановки транспортного средства инспектором ГАИ. А следовательно, он не может задерживать ни лиц, ни их имущество и куда бы то ни было его доставлять. Такие действия легко обжаловать», — считает эксперт. Сам же инспектор ГАИ протоколов за такого рода нарушения, по его словам, составлять не имеет права. То есть ключи от авто можно не отдавать, самостоятельно на штрафплощадку либо в таможню также можно не ехать. Фактически, водителей, которые откупались от гаишников, в этом случае просто «развели».

ПОСТАВЬТЕ АВТО НА УЧЕТ ЗА 2 МЕСЯЦА

Описанная схема езды на нерастаможенном автомобиле удобна, прежде всего, жителям приграничных областей, например, Закарпатской, Львовской, Волынской — договориться с иностранцем, живущем в соседнем селе по ту сторону границы, и раз в год приглашать его в гости, чтобы он выезжал на машине и затем ввозил ее в Украину обратно, никаких сложностей нет. Однако, чтобы не возникало проблем, нужно учесть, что такие автомобили в обязательном порядке в течение 2 месяцев после ввоза нужно зарегистрировать в ГАИ (согласно ч. 5 ст. 11 ЗУ «О порядке ввоза в Украину, таможенного оформления и налогового обложения личных вещей, товаров и траспортных средств...»

Если этого не сделать, у ГАИ будет повод задержать автомобиль и доставить его на штрафплощадку. Но если машина зарегистрирована, никаких проблем, пока не прошло 12 месяцев, возникать не должно. Машину можно купить в Германии (там лучшие цены и выбор в ЕС), зарегистрировать на словака или поляка, который на этом авто заедет, а назад отправится автобусом. Прозвон по объявлениям показал, что небогатые братья-славяне с радостью оказывают такую услугу за 100—200 евро (особенно легко договориться с поляками).

Но вот что делать, если иностранец один раз ввез авто, отправился к себе на родину и больше не выходит на связь? Вадим Володарский объясняет, что на этот случай можно попросить у иностранца оформить на себя доверенность — закон не запрещает представлять интересы иностранца на таможне, в том числе и по вопросам оформления товаров (в данном случае автомобиля). «Правовых оснований для отказа в декларировании транспортного средства, равно как и, при необходимости, в других действиях с ним, не будет», — считает юрист.

КАК ПРОДАТЬ НЕРАСТАМОЖЕННОЕ АВТО

Во всей описанной схеме ухода от налогов это, пожалуй, самый узкий момент. Дело в том, что собственником авто является иностранец, соответственно, продавать его имеет право только он — сразу смиритесь с тем, что нужно выезжать для отчуждения за границу и производить процедуру растаможки (имеет смысл, если машина младше 8 лет) для продажи на украинском рынке. Чисто теоретически авто можно попытаться продать и на одном из авторынков Польши, но машины после пробега по Украине мало кому интересны.

ЛАЗЕЙКА В ЗАКОНЕ

Согласно ст. 11 ЗУ «Про порядок ввоза в Украину, таможенного оформления и налогового обложения личных вещей, товаров и траспортных средств...», на территорию Украины разрешен временный ввоз автомобилей, но только нерезидентам страны для личных потребностей и на срок до одного года. Вроде бы все понятно и однозначно: водитель-иностранец показывает на границе техпаспорт, в котором указано, что машина зарегистрирована, например, в Польше, подписывает обязательство в течение года вывезти авто из страны, а также знакомится с содержанием вышеупомянутой статьи, где прописан запрет передавать авто во владение или пользование другим лицам.

Однако адвокат Вадим Володарский, который специализируется на защите прав автомобилистов, указывает на то, что в данный момент закон не запрещает иностранцу передавать управление своим авто водителю-украинцу — с юридической точки зрения понятия «управление авто» и «использование авто» являются разными. В предыдущие годы коллизии не возникало — чтобы получить право на управление машиной, водитель должен был взять у собственника-иностранца доверенность — своего рода «договор займа», дающего право на пользование авто. Но согласно упомянутому выше закону, иностранец ее выдать не мог.

Все изменилось в прошлом году с отменой доверенностей. «Теперь никаких документов о передаче управления не требуется. Собственник дал другому водителю ключи и техпаспорт — и тот может законно ездить. Никакого «договора займа» не существует, — считает эксперт, — Все законно».

ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ

Несмотря на то, что для управления нерастаможенным автомобилем с юридической точки зрения препятствий нет, приведенный ниже пример из Единого реестра судебных решений, демонстрирует, что будь водитель с точки зрения закона хоть 100 раз прав, все равно нет никакой гарантии, что машину не отберут.

В ноябре 2011-го гражданин Литвы Б. попросил своего коллегу С. (тоже литовца), который выезжал из Вильнюса, приехать в Киев на автомобиле, принадлежащем Б. Тот так и сделал — приехал в Украину, оформил временный ввоз и передал машину законному владельцу. Но ездить по нашим дорогам у литовца вышло недолго — патруль ГАИ задержал авто на штрафплощадку. Основанием стало то, что машиной управлял не человек, ввозивший ее в Украину, а владелец. Якобы литовец должен был получить на это разрешение таможенных органов. Сложно понять, какое отношение госавтоинспекция имеет к таможне, но факт остается фактом — задержание произвели именно инспектора ГАИ, которые и передали машину таможенникам. Каким образом им удалось выяснить, кто ввозил автомобиль — загадка (скорее всего, по своей европейской наивности, литовец сам рассказал). Таможенники в свою очередь составили протокол о нарушении таможенных правил, предусмотренных ст. 336 Таможенного кодекса, техпаспорт изъяли, а авто поставили на штрафплощадку. Надежда на суд также не оправдалась — автомобиль конфисковали. Суд апелляционной инстанции лишь заменил конфискацию на крупный штраф.

Джерело: Сегодня.ua

Обговорення новини

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
И.Г. Катлетник  

Забудьте о Законе «Про порядок ввоза в Украину, таможенного оформления и налогового обложения личных вещей, товаров и траспортных средств...», с 01.05.2012 (то есть с сегодняшнего дня), он (Закон) утратил свою силу, в связи со вступлением новой редакции Таможенного кодекса. Так что ищите новые лазейки - они существуют. Слава КПСС!!!

ВІДПОВІСТИ  
гость  

В принципе - лазейки есть! Но докопаться до сути нельзя не в интернете, ни в газетах, а самое главное у таможенников. Вот пример как быть: Что такое резидент и неризедент? Я гражданин Литвы - цены за тачки сам понимаете какие в Литве. Но постоянно проживаю в Украине по виду на жительство. В свое время занимался Литовскими машинами - но лавочку прикрыли( На данный момент хотел пригнать себе с Литвы Мерса -но на таможне мне сказали что я резидент - то есть попадаю под все пошлины, растаможки и т.д и т.п.То есть вьезжать в Украину на машине по новым законам может гражданин Литвы(ЕС) на год, но не проживающий в Украине (неризидент). Хотя сказали что в принципе все возможно и в частности посмотрите только в Киеве сколько ездит на Литовских машинах - граждан солнечного Азербайджана( не вкурить они резиденты - неризеднты, раз в год выезжают за декларацией, но факт остается фактом - они ездят на хороших, дешевых машинах). Тема интересная: кто что может посоветовать - коментируйте, чтобы все-таки внести ясность в эту тему, потому что у нас цены просто заоблачные по сравнению с Европой и той же Литвой!

ВІДПОВІСТИ  
Гость  

не взирая ни на что,пытаюсь провернуть эту схему.Думаю,не мне одному интересна она...кто что знает-пишите

ВІДПОВІСТИ  
Гість  

у меня в городе уже 10 объявлений по поводу таких машин. и говорят можно ездить смело. главное что в тех. паспорте ты был совладельцем. не знаю как у вас в городах но в Мариуполе появилось уже больше десятка таких машин!!! и сомневаюсь я что это иностранцы проездом. вот такие дела!!!!!!

ВІДПОВІСТИ  
Гість  

У меня есть карта поляка, могу ли я пригнать и ездить на авто пригнанной с польши.

+1ВІДПОВІСТИ  
дима  

можно

ВІДПОВІСТИ  
стас  

у меня кум в германии живет и является гражданином этой страны, могу ли я ездить в Украине на его машине если он приезжает в Украину 1-2 раза в год??? кто знает помогите с ответом! спасибо!

ВІДПОВІСТИ  
гость  

Ребята все просто резиден это человек имеющий другое гражданство или ПМЖ постоян видна жительство не резедент это человек проживающий в тойстроне в которой ему выдан паспорт а также гражданин имеющий вмж временный вид на жытельство тоесть литовец проживающий в Украине на вмж не является резидентом украины значит имеет право в возить до года

ВІДПОВІСТИ  
знакомый  

если родственник за границей, пр-м(Эстония), можно-ли украинцу пригнать и ездить на машине: техпаспорт ихний, авто тоже, купил я, ?! Ездил-бы себе потихоньку, никого бы не трогал..! Благодарачка за ответ!

+1ВІДПОВІСТИ  
гость  

Я имею карту поляка, могу ли купить авто в Польше и ездить в Украине? Спасибо

+1ВІДПОВІСТИ  
Гість  

я гражданин Азербаджанаю.жву с видножителсвам в киеве как я магу ездит нерастаможенном машинам в украине

ВІДПОВІСТИ  
Гість  

я гражд Украины имею литовское авто по доверенности сейчас учусь в России и машина вместе сомной находится -могу ли я посетить на машине на Украине свою бабушку -если кто знает напишите 542

ВІДПОВІСТИ  
Гість  

Я гражданин Ураины.Проживаю в России,Могу ли я Купить не растоможеную машину,и ездить на ней в России?Спасибо за ранее!

ВІДПОВІСТИ  
bus-2004  

как гражданину украины можно ездить на нерастаможенной машине больше пяти - десяти дней ? спасибо

+1ВІДПОВІСТИ  
Alena T  

Свекровь - гражданка другой страны, приехала на Украину на ПМЖ и привезла свой автомобиль. Могу ли я управлять им? Если да, то на каком основании? Спасибо.

ВІДПОВІСТИ  
Grey47G  

Здравствуйте. Я гражданин Молдовы, имею регистрацию (прописку) в Молдове. Проживаю в Украине (имею семью) с постоянным видом на жительство в Украине. Т.е. я иностранный гражданин с видом на жительство в Украине. Транспортное средство зарегестрировано в Молдове, имеет молдавские номера. Раньше каждые два месяца выезжал из страны, потом заезжал еще на два месяца. Сейчас катаюсь каждые пять дней. Поставить на временный учет авто в Украине не возможно. Как решить проблему? Читал в сети, что люди в аналогичной ситуации пересекают границу каждые 10 дней. Подскажите как выйти из этой ситуации). Какие ессть законные пути не дергаться каждые 5 дней через границу. Спасибо.

ВІДПОВІСТИ  
glyuk  

Почему наши власти немогут сделать легализацию на европ.регестр,и негнать авто каждый год в европу в холостую,а приняли бы закон и пополнили наш бюджет,который терпет крах,чтоб платить 100-200евро в год в державу и толк будет,и людям.

ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація