Отмена утилизационного сбора и снижение спецпошлин при одновременном повышении акциза, вопреки ожиданиям, не сделали автомобилистов счастливее. Снижение цен на автомобили прошло незаметно. Больше того: уменьшение цены было лишь формальным, реально гривневые цены наоборот – выросли из-за курса валют.
AUTO-Consulting попробовал разобраться, насколько реально уменьшились цены на авто без учета инфляции, хотя бы в долларовом или евро эквиваленте. И уменьшились ли они на самом деле вообще.
Немногие автомобилисты после 14 и 18 апреля побежали в автосалоны любоваться новыми ценами на авто. Любоваться, на самом деле, было нечем. Как и предполагал AUTO-Consulting, девальвация гривны не только «съела» все положенные (и предполагавшиеся) видимые снижения после отмены утилизационного сбора и уменьшения спецпошлин. К сожалению, приходится констатировать увеличение гривневых цифр на ценниках. Увы, но экономику не обманешь.
Кроме того, как некоторые еще помнят, многие импортеры год назад, чтобы как-то скорректировать цену и сделать ее конкурентоспособной, частично компенсировали возросшие от спецпошлин и утилизационного сбора цены на новые авто. Поэтому теоретический эффект от снижения налогов был, но на практике – его не сильно почувствуют покупатели. Другой вопрос: А что произошло с ценами в валютном эквиваленте? Как же реально снизились цены? И произошло ли это вообще? В девальвационной и политической суматохе, как говорится, не до того было.
Чтобы понять ценовые тенденции, необходимы старые (доутилизационные и доспецпошлинные ценники), а также – средневзвешенный курс доллара и евро к гривне для ориентира. Некоторые из старых ценников на популярные модели AUTO-Consulting удалось отыскать в своем архиве. Там же (в архиве) сохранились и цены, с которыми эти авто выходили на наш рынок в 2012 и 2013 гг. Некоторые из них тоже изменились.
На момент введения спецпошлин (14 апреля 2013 г), курс американского доллара, установленный НБУ, был почти 8 грн/дол. А курс евро – 10,4 грн/евро. На момент ведения утилсбора (1 сентября 2013 года), курс американского доллара, установленный НБУ, был 8 грн/дол. Курс евро - 10,7 грн/евро. Сегодня – средний курс доллара США по НБУ – 11,5 грн/доллар. Вот от этих цифр и восстановим картину цен.
Многие стартовые цены в нашей таблице – стоимость авто еще до введения спецпошлин и утилсбора. То есть, теоретически, примерно к ним мы и должны вернуться. Хотя, еще осталась 23 спецпошлины, так что не везде удалось выйти на паритет условий.
* Автомобили, на которые спецпошлины и утилсбор не распостранялись.
Отметим, что для идеального сравнения необходимо чтобы автомобиль был в точно такой же комплектации. Увы, но за это время изменениям были подвергнуты и некоторые версии, а часть просто ушла с рынка, поэтому определенная погрешность в цифрах есть. Глядя на наше мини-исследование, приходит мысль, что стоимость авто мало зависит от пошлин. Она формируется в зависимости от спроса, степени агрессивности компании на рынке, складов авто в стране и по какому курсу они сформированы. Сразу видно, кто еще не успел завезти в салоны авто, растаможенные уже без утилсбора и части спецпошлины – у тех либо рост, либо минимальный спад. Состояние склада и его структура определяет, почему одни авто, по непонятной причине, на общем фоне подорожали, другие – здорово подешевели.
Объяснение этому необычному факту в AUTO-Consulting лишь одно: новые цены сформированы с учетом существующего склада авто, в котором могут быть и авто, завезенные еще до отмены утилсбора и части спецпошлины. Если компания начнет продавать одни и те же авто по разным ценам, то «утилизационные» авто рискуют «зависнуть» навсегда. По этой причине снижение цен происходит постепенно, по мере выбывания из стоков «дорогих» в себестоимости авто.
Несмотря на это, практически все авто в гривневом эквиваленте реально подорожали. Да, понятно, - цены привязаны к курсу гривны и доллара/евро. Но к этой валюте в нашей стране зарплата привязано далеко не у всех.