2014 год явно не станет для мирового автомобильного производства рекордным и радостным. Не смотря на немалые инвестиции, даже многие всемирно известные автомобильные марки вынуждены продавать, закрывать или на неопределенный срок останавливать свои предприятия. Вот краткая хроника неприятных событий.
Нынешний год в автомобильном мире начался с того, что после завершения переговоров, длившихся с 2009 года, FIAT полностью приобрел американский автогигант Chrysler. Легендарный американский автопроизводитель уже десятилетие не может выбраться из кризиса. И единственным спасением для него стала полная продажа активов. Итальянцы, которые сами озадачены загрузкой собственных предприятий, уже не первый год ищут работу для заводов в Сицилии и Турине. И пока так ее и не нашли.
В настоящее время у PSA и Dongfeng уже имеется серьезное партнерство: компании вместе владеют тремя предприятиями в Китае.
Но далеко не всегда удается найти покупателя или инвестора. И тогда – единственным выходом может стать закрытие автозавода.
После этого на «ТагАзе» происходило взыскание дебиторской задолженности, были проданы остатки выпущенных автомобилей и сокращен штат. Однако, заводу не удалось реализовать свои непрофильные активы стоимостью почти 174 миллиона рублей, а также возобновить производство из-за отсутствия капиталовложений. Общая сумма долга завода превышает 5 миллиардов рублей.
В решении суда отмечено, что около 50 процентов дебиторской задолженности взыскать не представляется возможным.
В том же феврале нынешнего года появилось сообщение, что Toyota прекратит все производственные операции на территории Австралии. Сборка автомобилей – седанов Camry, Camry Hybrid и Aurion – и 4-цилиндровых моторов будет прекращена на континенте к концу 2017 года. Как отмечает издание Motoring, отказ японцев от выпуска машин оставит страну без какой-либо автомобильной промышленности.
Из-за свертывания производства в Австралии рабочих мест лишатся две с половиной тысячи человек. Плюс ко всему, в Toyota расформируют некоторые корпоративные подразделения. Сейчас японская компания прорабатывает различные варианты оказания поддержки сотрудникам, которые будут уволены.
Ранее о прекращении сборки автомобилей в Австралии заявили Ford и Holden (General Motors). Первая компания остановит выпуск машин в 2016 году, вторая – в 2017-м.
В феврале поступила информация о том, что китайская компания Wanxiang Group получила контроль над Fisker. Китайцы согласились заплатить за американскую компанию 149,2 миллиона долларов (в том числе, 8 миллионов в виде долговых обязательств), что почти в шесть раз превышает сумму, на которую рассчитывал «Фискер» после объявления банкротства в ноябре прошлого года. Проблемы «Фискера» начались в конце прошлого десятилетия. В 2009 году фирма получила ссуду в 529 миллионов долларов от Министерства энергетики США в рамках государственной программы по продвижению на рынок экологичных машин. Однако, компании не удалось выработать прибыльную стратегию – каждый проданный гибрид Karma приносил убыток до 35 тысяч долларов. Выпуск автомобилей прекратился летом 2012 года.
Еще одна автомобильно-производственная новость февраля 2014-го. И тоже со знаком «минус». Российский миллиардер Прохоров и его компания «ё-АВТО» отказались от серийного выпуска «ё-мобиля».
Не исключено, что силовую установку, патент на которую принадлежит «ё-АВТО», приобретет другая организация. Суперконденсаторы, используемые в силовом агрегате «ё-мобиля», могут быть запущены в серийное производство на строящемся под Санкт-Петербургом заводе. И им подыщут альтернативное применение.
Печальный финал постиг амбициозного производителя суперкаров - Marussia Motors. Компания прекратит работу над всеми действующими проектами. Сотрудники покидают российского производителя суперкаров. Часть из них перейдет на работу в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ).
Не удалось Marussia Motors разбогатеть и на разработке российского лимузина в рамках проекта "Кортеж". Поэтому, компания свернула всю активность по привлечению заказов из-за рубежа и России .
Завод Ford Sollers в этом году увеличил период новогодних каникул с 6 декабря 2013 г. до 19 января 2014 г., а затем перешел на неполную рабочую неделю. В текущем году на всех заводах Ford Sollers будет введен режим работы в одну смену, а во Всеволожске планируется периодически останавливать конвейер. Там же сократят около 700 сотрудников. В компании надеются, что подобные меры позволят сохранить «эффективность производственного процесса» и «минимизировать влияние неблагоприятных экономических факторов» на бизнес.
В апреле СП «GM-АвтоВАЗ», выпускающее Chevrolet Niva, остановило сборочный конвейер на неопределенный срок.
Сворачивание производства в Бохуме является частью программы «Опеля» по возвращению к прибыли после более чем десятилетнего убыточного периода. С 1999 по 2012 год Opel понес убытки в размере 18 миллиардов долларов.
И самое свежее майское сообщение. Компания Saab остановила производство возрожденного седана 9-3. Причиной стало отсутствие финансирования со стороны китайской фирмы Qingbo Investment, которая является одним из совладельцев консорциума National Electric Vehicle Sweden (NEVS), распоряжающимся маркой «Сааб». Представитель компании Микаэль Остлунд сообщил агентству Reuters, что конвейер остановлен примерно на месяц. Кроме того, будут проведены сокращения рабочих мест.
По состоянию на 20 мая 2014 года фирма перевела в Швецию три миллиарда крон (331 миллион 413 тысяч евро), и инвестиции продолжатся. Что касается Qingbo Investment, то компания пообещала выполнить обязательства. Пока этого не произошло, NEVS принял решение остановить производство.
Ранее концерн General Motors закрыл несколько принадлежавших ему брендов. В их числе: Hummer, Pontiac, Saturn. Помимо этого, неоднократно сообщалось об объединении некоторых мировых автопроизводителей и создании альянсов.
Что уж говорить о наших украинских производителях, которые не имеют ни ресурсов, ни хотя бы минимальной поддержки государства, ни защиты рынка, ни, тем более, богатых иностранных партнеров.
В таком свете, перспективы отечественного автопрома безрадостны и пессимистичны. А в свете сложившейся в стране нестабильной ситуации, даже сложно предположить, какие из украинских автомобильных заводов, не просто сохранят производство, а элементарно доживут до конца 2014 года.