Активное восстановление сети нелегальных АЗС оказывает все большее влияние на рынок, в частности на ценовую политику дискаунтеров, которые вынуждены вести агрессивную ценовую политику и снижать цены на топливо в условиях падения продаж. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook сообщил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
По его словам, после введения карантинных мер, на рынок вернулись нелегальные АЗС, зачистку которых правительство провело в январе 2020 г.
«В минувшем январе Кабмин неплохо зачистил «тень», но как только вирус ослабил хватку, а закупочные цены резко провалились - все вернулось. Этому контингенту без персонала, карантинных мер, кассовых аппаратов и прочей чепухи сегодня живется очень неплохо. Им же в кассу - постепенное обмеление карманов потребителей, которые будут искать топливо подешевле», - пишет С.Куюн.
По его мнению, именно нелегалы стали двигателем снижения цен на станциях эконом-сегмента, которые, в свою очередь, могут себе это позволить.
«Причины две: эти сети (дискаунтеры) не держат больших запасов, работают «с колес», т.е. покупают на оптовом рынке, где цены первыми реагируют на внешнюю конъюнктуру. Например, дизтопливо уже стоит дешевле 15 грн/л. Так что на моменте маржа позволяет идти вниз в надежде откусить у конкурентов немного продаж в условиях их повсеместного падения», - отмечает он.
В то же время, по словам эксперта, крупные сети не могут себе позволить такого резкого снижения цен в силу падения продаж, которые, по итогам двухнедельного карантина, составили 20–40%.
«Что же до крупных игроков, то они вынуждены держать 20–3–4 недельный запас топлива, эти «слоны» умеют танцевать, но не любят. Руководство трех крупных розничных сетей, с которыми мне удалось пообщаться за последние два дня, говорят, что в их системе еще не было ни тонны дешевых апрельских ресурсов, продолжают получать мартовские. Но процесс идет, а это значит, хотят они того или нет, придется ползти вслед за дискаунтерами», - отмечает С.Куюн.
По его мнению, розничные цены бензина и дизельного топлива сохраняют потенциал к снижению ещё на 2–3 гривни за литр, но сдерживающим фактором по-прежнему остается падение продаж и неопределённость с курсом гривни.
«Порядка 2–3 грн на литре (топлива) - вполне осязаемый потенциал снижения, который подкреплен окрепшей гривней. С другой стороны - ожидаемое падение будет увеличивать удельную себестоимость каждого литра. Нет ясности и с будущим валюты: как расценивать 16 000 правок в «антиколомойский» закон? Это уже конец работы с МВФ? А что тогда с курсом? 30 за доллар? 35? 40?.. Тогда уже будет не до снижения цен на топливо», - пишет эксперт.
Кроме того, по мнению С.Куюна, неопределенности рынку добавляет и ситуация вокруг договоренностей нефтедобывающих стран о сокращении добычи.
«Рынок ожидает отскок цен, но будет ли он, и каким, увидим на будущей неделе. Первая мирового рынка реакция на новости - практически никакая», - отмечает он.
Как сообщалось ранее, розничные операторы начали массово снижать цены с 20 чисел марта. За этот период цены в среднем упали на 2 грн/л. На текущей неделе снижение розничных цен замедлилось в крупных сетях. При этом сети, торгующие сети в низшем ценовом сегменте (дискаунтеры), начали вести агрессивную политику и опустили цены дизтоплива ниже 20 грн/л.
Ранее в эфире программы «НаКарантине» Адам Сикорски, президент компании UNIMOT (сеть АЗС AVIA в Украине и Польше) отметил, что на польском рынке в начале апреля небольшие компании-дискаунтеры первыми пошли на более агрессивное снижение цен, что в конечном итоге существенно понизило среднюю розничную маржу на рынке. По его словам, повышение маржинально розничных продаж на первом этапе позволяло сетевым компаниям минимизировать потери от обвала реализации, который, в частности, в Польше составил 20–30%.